6 минут чтения

Искусство наставничества

Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние

Мой девиз – постоянно думать о многом, искать многогранность смыслов. И не жалеть сил для их реализации в качестве анимационных образов

Генри Адамс

Понятие «ментор» родом из древнегреческой мифологии, в частности, так звали друга Одиссея, которому «хитроумный» герой, отправляясь в Трою, доверил жену и хозяйство. Ментор ограждал Пенелопу от назойливых женихов, а также был воспитателем юного Телемаха — сына Одиссея.

Одиссей настолько доверял Ментору, что Афина, появляясь перед героем, часто принимала облик Ментора, чтобы не быть узнанной другими. Также Афина под видом Ментора сопровождала Телемаха в Пилос. С тех пор имя «ментор» стало нарицательным, оно означает наставника, человека, передающего мудрость тому, кто в ней нуждается.

Использование этого термина впервые появилось во французском романе «Приключения Телемака» Франсуа Фенелона (1699). Но мы также можем вспомнить и другие произведения русской и зарубежной литературы, в которых отображены отношения учителя и ученика.

Д. И. Фонвизин написал свою комедию в годы правления Екатерины II — период, когда особое значение приобретает вопрос образования и воспитания. В произведении раскрыты образы учителей — отставного солдата Цыфиркина, нерадивого семинариста Кутейкина, а также немецкого кучера Вральмана, ставшего гувернёром недоросля Митрофанушки. Кстати говоря, «недорослем» в XVIII веке называли недоучившихся молодых дворян, не поступивших ещё на государственную службу. Цыфиркин — единственный порядочный учитель, он даже не берёт плату за уроки. Но доброты недостаточно: Цыфиркин почти не разбирается в арифметике, которую преподаёт ленивому ученику.

«НЕДОРОСЛЬ» Д. И. ФОНВИЗИНА (1782)

Другой пример нерадивого учителя — Бопре из «Капитанской дочки». Сначала француз был парикмахером, потом солдатом в Пруссии, и, переехав в Россию, стал преподавать, не совсем понимая, что представляет из себя педагогика. Но, несмотря на разгильдяйство и алкоголизм Бопре, Петруша Гринёв упоминал, что жили они «душа в душу»: «...и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом <…> Другого ментора я и не желал».

Но Гринёва воспитывал и замечательный наставник Савельич, так Петруша его описывал: «был и денег, и белья, и дел моих рачитель…» Савельич — хоть и упрямый старик, но бесстрашный, за своего воспитанника готов пожертвовать жизнью: во время казни коменданта он бросился Пугачёву в ноги и умолял отпустить Петрушу. Пугачёв помиловал Гринёва.

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А. С. ПУШКИНА (1836)

А это — пример крайне пагубного воздействия ментора на ученика. Лорд Генри Уоттон, или «принц Парадокса» — представитель лондонского высшего света и идейный вдохновитель Дориана. Лорд Генри, являющийся для Грея условным Мефистофелем, проповедовал «новый гедонизм» — учение о наслаждении и счастье. Уоттон завораживал окружающих его людей острым умом и красноречием, Дориан очаровался как самими идеями лорда, так и его личностью. Влияние Генри Уоттона на Дориана Грея оказалось разрушительным, наставничество привело к худшим последствиям — краху души главного героя.

«ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» ОСКАРА УАЙЛЬДА (1890, «Юность! Юность! На свете ничего, кроме неё, не существует!»)

Альбус Дамблдор — директор Хогвартса, профессор трансфигурации (науки о превращении одних предметов в другие) и ментор главного героя. Хоть между ними и было доверие, отношения Гарри и Дамблдора осложнены тем, что Дамблдор всё же готовил воспитанника к встрече со смертью. Поэтому он, как мудрый наставник, позволил Поттеру совершить ошибки, необходимые для дальнейшей победы над злом.

«ГАРРИ ПОТТЕР» ДЖОАН РОУЛИНГ (1997-2007)

Таким образом, в художественной литературе образ учителя многогранен — авторы описывают как благородных, так и распутных, опасных наставников. Что интересно, одна лишь доброта не является признаком хорошего учителя: он должен совмещать в себе эрудированность, талант к преподаванию, высокие нравственные качества, а также способность увлечь воспитанника и завоевать его доверие.


Автор статьи
Дарина Копытова
Made on
Tilda