Мода и кино: 100 лет истории в одной книге

8 минут чтения

Замечали ли вы, что некоторые модные тренды странным образом напоминают костюмы из кино-хитов? А может, пытались сами что-то сшить, вдохновившись экранными нарядами? Что же, ваше чутьё вас не подвело — мода и кино давно связаны взаимным проникновением идей. Анна Баштовая, создательница телеграм-канала «Кинокостюм для чайников», посвятила этой связи целую книгу. Ну а НЕ-ТЕКСТ рассказывает, что из этого вышло.

А его ответ проповеднику можно расценить, как «Презираю все религии одинаково».

Дэниел, как умело подметили многие критики, в переводе с древнееврейского означает «Бог – мой судья», Плейнвью – дословно «Всевидящий». Достоевский, как мы помним, тоже любил говорящие фамилии…

Но раз нефтедобытчик Плейнвью не верит ни в кого и ни во что, кроме как в себя самого, то, следовательно, и Бога для него не существует. Бог умер. А раз Бога нет, то и судить его некому. Напротив, роль судьи передана в его собственные руки, и он будет судить жестоко и по всем канонам, так как он – «Всевидящий».

Кадры из некоторых фильмов, оказавших влияние на моду

Прежде всего, стоит рассказать про структуру книги. Каждый раздел посвящён одному десятилетию — от 1920-х до 2020-х. И в этом огромное достоинство книги. Ведь вы получите точное представление о конкретной эпохе, ее звёздах и символах. И, конечно же, не может не радовать, что Анна Баштовая обратилась к современному кино вроде недавней «Круэллы», а не остановилась на одной лишь классике вроде «Завтрака у Тиффани».

При чтении меня сначала немного сбивало с толку вкрапление историй двух известных в киносфере персон. Поначалу так и хотела спросить: «Зачем? Это даже не вписывается в разделение по годам! Да и книга вроде про одежду, а не людей». А прочитав, поняла, что без рассказа про этих «персонажей» невозможно полностью понять историю костюма и кино — ведь речь идет не о ком-то, а о Максе Факторе и Эдит Хэд.

Макс Фактор и его «творения»

Первый создал современный макияж, само понятие make up — и буквально рисовал новые лица голливудским актрисам вроде Джин Харлоу и Луизы Брукс. А без знания образов этих актрис вы не поймёте, как создавались «бренды» Мерилин Монро и Лайзы Минелли.

Далее, Эдит Хэд. Удивительная женщина. Рекордсменка премии «Оскар» — 8 побед и множество номинаций за лучшие костюмы, — прошедшая весь «Золотой век» Голливуда и приложившая руку к костюмам огромного количества фильмов. Помните «Римские каникулы», «Окно во двор», «Коломбо»? Их объединяют костюмы Эдит Хэд! А ещё вы могли видеть ее двойника в «Суперсемейке» — на этом Анна Баштовая акцентирует внимание, касаясь необычной области — связи мультипликации и моды. Впрочем, развития эта тема не получает, а жаль.

Эдит Хэд и ее мульт-двойник Эдна Мод

И жаль, что в книге не упоминается авантюра Хэд с проникновением в киноиндустрию — история одновременно вдохновляющая, и приоткрывающая некоторые... механизмы студий. Впрочем, сейчас не об этом.

Анна Баштовая не оставила без внимания и мужскую моду. Тут и «майка-алкоголичка» Марлона Брандо, и эстетика рок-н-ролла, и нуарные плащи. И даже шикарные мужчины в костюмах из «Криминального чтива» Квентина Тарантино и «Великого Гэтсби» База Лурмана.

Лично мне было жаль, что «за кадром» книги осталось влияние на модельеров костюмных шедевров из «Клеопатры» с Элизабет Тейлор, из «Викингов» и «Игры престолов», — а ведь ими вдохновлялись такие брэнды как Valentino, Ralph Lauren и Elie Saab Couture.

«Великий Гэтсби», 2013

А ещё, например, в книге не упоминаются советские фильмы и их влияние. Пожалуй, можно было бы рассказать, как советские художники по костюмам вдохновлялись западным кино. Или про ту же «Синюю птицу», снятую «Ленфильмом» совместно с 20th Century Fox…

Но, справедливости ради, сложно объять все в одном томе, не «скатившись» в энциклопедичность. И книга Анны Баштовой хороша именно тем, что даёт базовые знания о взаимодействии кино и моды, показывает, где и как искать их дальше самому.

И ещё один плюс, уже для киноманов. Прочитав книгу, вы познакомитесь с фильмами, не так уж известными в нашей стране, но ставшими классикой на Западе. Например, «Женщины» 1939 года. Это кино полностью соответствует своему названию — в кадре вы не увидите ни одного мужчины (за исключением чьей-то спины в финале). Не буду отвлекаться на описание сюжета, звёздного актерского ансамбля и прочего, но отмечу, что «Женщины» — действительно классное кино, с глубокой историей и персонажами. И костюмы там потрясающие — Адриан все-таки! В общем, однозначно стоит посмотреть.

«Женщины», 1939

А стоит ли читать книгу? Пожалуй, да, особенно, если вы только начинаете путь изучения истории кино и моды. Анна Баштовая «по полочкам» разбирает основные моменты, фильмы, истории, персоналии. Но вот профессионалам и более-менее погружённым в тему читателям книга может показаться менее интересной — все-таки основы они уже знают.

Автор статьи
Елизавета Лихачева
Made on
Tilda