Критики по-разному относились к роману. Е. А. Баратынский писал, что любит обширный план Онегина, но большинство читателей его не понимает: «Высокая поэтическая простота твоего создания кажется им бедностию вымысла». Публицист Б. Фёдоров отмечал, что главным изъяном произведения является недостаток связи и плана: «При всей прелести разнообразия, множество беспрерывных отступлений от главного предмета наконец становится утомительным — так же, как сладкое наконец становится приторным». Сатирик и журналист А. Ф. Воейков приписывал слогу поэта небрежность, заключающуюся в смешении слов книжных и просторечных: «Тут поэзии меньше, нежели правды. Если бы эти стихи не имели чести принадлежать Пушкину, то едва ли бы их удостоили даже названия стихов». Но В. Г. Белинский был под большим впечатлением от «Евгения Онегина»: «Весь этот роман — поэма несбывающихся надежд, недостигающих стремлений, — и будь в ней то, что люди не понимающие дела называют планом, полнотою и оконченностию, — она не была бы великим созданием великого поэта, и Русь не заучила бы ее наизусть...»
.