9 минут чтения

Женская проза — миф или явь?

Мысль, со всеми ее страданиями и радостями, жизнь, со всеми своими зримыми и незримыми тайнами, доступны ей столько же, сколько мужчине

Мой девиз – постоянно думать о многом, искать многогранность смыслов. И не жалеть сил для их реализации в качестве анимационных образов

Из рецензии Ивана Тургенева на роман Евгении Тур «Племянница»

Провокационность этой темы обусловлена множеством причин — от чисто биологических до социокультурных. Одни объясняют главенствующую роль мужчин в литературе тем, что долгое время женщине — «сосуду греха» — не давали проявить себя в искусстве, её всячески ограничивали и принижали. Другие настаивают на том, что мужчин-писателей больше в связи с психологическими особенностями и склонностью противоположных полов к разным видам детальности. Высказывания обеих сторон несут в себе ядро правды. Хоть сейчас и модно приравнивать мужчину к женщине и наоборот, всё же полностью их уравнять невозможно. Следует также отметить различие в соотношении читателей женского и мужского пола: в конце XIX века читательниц было меньшинство, ситуация изменилась к началу века XX-го, и на данный момент большинство российских читателей — женщины.

Кадры из фильма «Дневник Бриджит Джонс», 2001

Возвращаясь к заданной теме, необходимо разграничить понятия «женской прозы» и «дамской». Во втором случае — жанр, в котором написаны произведения, ориентированные в большей мере на женскую аудиторию. Это бытовые романы про трагическую любовь и семейное счастье; иронические детективы с интригующим историей и трюизмами. Можно назвать это беллетристикой в узком смысле — лёгкой и развлекающей. И в то же время написание таких произведений требует, без иронии, большого труда: не так просто, придерживаясь одних и тех же типажей и конструирующих рамок, создать нечто новое. И тем более — придумать цепляющий интересный сюжет, «держащий читателя за горло» до самого финала. Александра Маринина, Татьяна Полякова, Юлия Шилова, Дарья Донцова и Татьяна Устинова — профи в своём жанре. Это писательницы, выбравшие коммерческий литературный путь, но именно их книги востребованы средней читательской аудиторией, коей большинство. Кстати говоря, есть и сугубо «мужская проза» – шпионские детективы и боевики, авторы которых так же нацелены на массового читателя.

К «женской литературе» относят произведения, выходящие за рамки типичных женских тем и идеализированных представлений о жизни. Это одно из звеньев всемирной литературы, характеризующееся обширностью идей, сложностью героев и нетривиальной авторской образностью. Такова женская литературная линия, начавшаяся с аккадской царевны Энхедуанны и продолженная, по преданиям, египтянкой Фантасией, писавшей во времена Троянской войны; древнегреческой поэтессой Сапфо; немецкой монахиней Хросвитой Гандерсгеймской, считающейся первым европейским драматургом постклассической эпохи; французской королевой Маргаритой Наваррской, писавшей новеллы; итальянской поэтессой эпохи Возрождения Витторией Колонна; англичанкой Юлианой Нориджской — автором первой книги, написанной женщиной на английском языке; британским драматургом Элизабет Кэри; Екатериной Княжниной (урожд. Сумароковой) — первой русской издаваемой писательницей, а также другими замечательными женскими авторами.

Маргарита Наваррская
Сестры Бронте

Зинаида Гиппиус

На рубеже XVI и XVII веков открываются французские литературные салоны, возглавляемые женщинами из высшего общества, а к концу XVIII века подобные салоны появляются и в Российской Империи.

С конца XVIII и по XIX век женская литература развивалась стремительно — на авансцену вышли новые писательницы, впоследствии ставшие классиками всемирной литературы: мадам де Сталь, Джейн Остин, Мэри Шелли, Жорж Санд, она же Аврора Дюпен, сёстры Бронте — Шарлотта, Эмили и Энн, Маргарет Фуллер. А также Зинаида Волконская, Елена Ган, Александра Зражевская, Леся Украинка.

С конца XIX и по XX век литература обогатилась произведениями Вирджинии Вулф, Агаты Кристи, Маргарет Митчелл, Астрид Линдгрен. Но также на литературном поприще были талантливые русскоязычные писательницы и поэтессы: Зинаида Гиппиус, Нина Берберова, Зоя Воскресенская, Анастасия Вербицкая, Лидия Чарская.

Агата Кристи
Дина Рубина

Женских авторов намного больше, чем кажется. Сейчас зачитываются Донной Тартт, Людмилой Петрушевской, Урсулой Ле Гуин, Диной Рубиной, Людмилой Улицкой, Гузелью Яхиной и множеством других талантливейших писательниц. Их литературные миры не менее яркие, чем мужские. И в этом можно убедиться.

Стоит лишь открыть книгу.

Автор статьи
Дарина Копытова
Made on
Tilda