Философ аниме: Мамору Хосода

9 минут чтения

Итак, пора создать своё новое я.
Итак, пора начать свою новую жизнь.
Итак, пора изменить мир.

Итак, пора создать своё новое я.
Итак, пора начать свою новую жизнь.
Итак, пора изменить мир.

«Красавица и Дракон», 2021

Иногда тебе кажется, что это твоя остановочка, вот она — мечта, так близко, что можно потрогать, но Вселенная вышвыривает тебя оттуда. Дважды. И ты создаешь свою остановочку. И уже под твоей крышей ревут, радуются, мечтают, любят и проч. и проч. Так и Мамору Хосода. Первый раз пришел в Гибли — отказ. Второй раз пришел в Гибли — не сработались. Ну и славно, скажем мы.

Биографию Хосода вы можете сами прочитать в Сети, а вот на его полнометражках остановимся. Подробно и не хронологично. Общее деление: два мира и будущее. Забавно, что больших проектов у него 6, и их можно прям не побояться разделить на пары.

Чтобы сделать это чудо-деление адекватным, начнем с пары «другой мир». Под «другим» я подразумеваю фольклор, и это «Волчьи дети Амэ и Юки» (2012) и «Дитя чудовища» (2015 год, и не пытайтесь даже говорить мне, что это «Ученик чудовища», ТАМ В ОРИГИНАЛЬНОМ НАЗВАНИИ ИЕРОГЛИФ «РЕБЕНОК», закрыли тему русских лицензионных адаптаций, вы не убедите аниме-пирата пользоваться лицензионными названиями вместо тех, к которым он привык). В первом аниме используются волки-оборотни, во втором — мир монстров. Теперь подробнее.

Хосода и кадры из первой пары фильмов

«Волчьи дети Амэ и Юки» повествует о женщине, которая влюбилась в волка, и о том, как тяжко растить детей, которые волчата, но люди. Я смотрела его 3000 лет назад, мне не понравилось, я пересмотрела его сейчас — мне понравилось. Так что вывод: пересматривать аниме — хорошая идея. Проблема материнства, когда не знаешь толком что делать. Сепарации от семьи, когда трудно осознать, что твой ребенок только в твоих глазах все еще ребенок. Самоопределения и попытка понять, кто ты на самом деле. Взаимопомощи и осознания того, что иногда по-настоящему жить можно только вместе. В городе с населением n миллионов человек, когда ты даже не всегда знаешь соседей и из каждого угла тебе пытаются навязать, что ты сильный и независимый и должен всё сам, мы часто забываем о том, что просить и принимать помощь — это нормально, это не быть слабым, но быть благодарным. Тема работы до изнеможения, когда у тебя есть цель и нет выбора. И чудесная философия: пока ты улыбаешься, пережить можно всё. Это не значит запереть эмоции на замок, не плакать, не бояться и не злиться, это значит не унывать и в любом тупике видеть чудесный уголок для новой полочки твоих достижений.

кадры из «Волчьих детей»

«Дитя чудовища» рассказывает о том, как, собственно, ребенок попадает в мир монстров и растет там. Опять же поднимается проблема самоидентификации и восприятия себя в зависимости от окружения. И, собственно, этого окружения. Попытки понять, к какому миру ты принадлежишь и в каком хочешь остаться. Опять проблема воспитания детей, которые не совсем вписываются в мир, в котором ты привык жить. Не знаю, как описать следующую тему, но это о том, что учитель должен что-то передать ученику, но по факту учитесь вы оба. Взаимодействие не бывает однобоким. Люди — как сообщающиеся сосуды: если ты из коммуникации ничего не получаешь или получаешь что-то плохое, то, пожалуй, пора уходить, это мертвая точка. Необходимость поддержки. Каким бы ты ни был в поле воином, если против тебя весь мир, ты, конечно, можешь идти один, но вдвоем проще и приятнее. А ещё забавно обыгрывается, что ни в одной семье нельзя без ссор. Если вы время от время не пытаетесь друг друга убить, то что-то не так. Главное понимать, что тот, с кем вы бушуете, не просто токсичная абьюзерская бяка, а нормальный человек, который может раздражаться и отличается от вас.

Кадр из «Дитя чудовища»

Вторая пара — несколько другие миры. Виртуальные. Метавселенные (как бы противозаконно это сейчас не звучало) есть в «Летних войнах» (2009) и «Красавице и Драконе» (2021, хотя вообще-то по иероглифам там «принцесса», но оно как-то сразу легально вышло, так что пусть будет «красавица»).

«Летние войны» показывают нам большую семью с самурайской родословной, козла отпущения и всё ещё дикую небезопасноть цифрового пространства. Плюсы и минусы большой семьи, когда иногда вы ненавидите друг друга, но вы все ещё семья, а семья — это крепость (так должно быть, но, к сожалению, так не всегда). И сюда же тема тотального единения человечества перед опасностью. Мы не должны быть друг против друга, мы должны быть заодно. Это не значит «одинаковые» как в антиутопиях, но протягивать руку (или аватар) помощи, даже если ты маленький немецкий мальчик, а на кону жизнь какой-то далекой незнакомой японской девочки. Поднимается тема ответственности создателя за свой продукт. Есть же мнение, что некоторые ученые что-то создают не потому что думают: вау, эта штука убьет миллионы, создам-ка её, — а потому что могут, а уже другие люди используют не по назначению их изобретение. Безусловно есть люди, которые создают что-то плохое в плохих целях. Но если нет? Если ученый хотел чего-то избежать, создавая свое творение, а оно просто попало в плохие руки? Виноват ли творец? Должен ли он отвечать перед всеми за то, что кто-то отнял его детище?

кадры из «Летних войн»

«Красавица и Дракон», как можно догадаться, переосмысление «Красавицы и Чудовища», но вообще не то, не так, но господикакздорово. У нас опять есть Метавселенная, есть Белль и есть монстр, которого все боятся. Поднимается проблема того, что не каждый монстр — монстр. Опять же не будем забывать, что если вы встретили объективно ужасного человека, не надо думать, что вот я-то могу его спасти. Это так не работает. Но сразу бросаться в омут страха и обвинений тоже не надо. Тема самоутверждения как через какие-то структуры (злоупотребление властью), так и через домашнее насилие. Я честно не понимаю, как можно почувствовать себя лучше и круче, унижая того, кто слабее (и, скорее всего, это не работает). Однако, мне кажется, тема домашнего насилия недостаточно раскрыта и как будто не завершена. А вот наплевательское отношение окружающих к чужой беде очень реально и пугающе показано. А, и еще: если взрослый дядька замахивается на вас кулаком, никакой грозный и уверенный взгляд его не остановит. А отсюда вытекает еще одна тема: не надо геройствовать. Мать, которая спасла чужого ребенка ценой своей жизни — а своего при этом оставила сиротой, поступает правильно? Снова поднимается тема необходимости плеча рядом. Плеча, которое останется с тобой, даже если ты изо всех сил пытаешься его оттолкнуть со всем своим «я уже не маленький, сам могу». Не сомневаюсь, можешь, но. Возможно, это аниме подарит вам уверенности в собственных силах. То, что вы делаете, может кому-то помочь. И неважно, что это: рисуете ли вы арты или хорошо относитесь к клиентам на работе. Будьте добрее.

А какие там саундтреки! Только послушайте!

Вот, например

Третья пара — путешествия во времени и будущее. Метаверс для нас в целом тоже будущее, но кто знает, когда он еще появится, а время неумолимо движется. «Девочка, покорившая время» (2006) и «Мирай из будущего» (2018).

«Девочка, покорившая время», надеюсь, не нуждается в представлении, но напомню: старшеклассница нечаянно обретает способность перемещаться во времени. Но если вы решили, что она пойдет убивать плохих дядь и теть из прошлого или заглянет в будущее, то нет. Она забирает свой йогурт раньше других членов семьи, пытается спасти человека от поезда — короче, «мелочи» в масштабах Вселенной. Эффект бабочки в масштабах одного дня. Осознание того, что не всегда возможно что-то изменить или что у этих изменений будут последствия, которые значительнее йогурта. Но. Куда же без «но», хех. Мы можем изменить будущее. Каждое наше действие его создает. С прошлым можно смириться или нет, но оно было. Наше дело сделать так, чтобы будущее стало лучше, светлее, с адекватным Метаверсом, в конце концов. Учиться на прошлом, а не воевать с ним. И, конечно, «time waits for no one» — время никого не ждет. У Терри Пратчетта есть интересное понимание времени. Каждое мгновение наш мир разрушается и создается с той же точки. Каждое мгновение мы живем в абсолютно новом мире. Что каждый из нас успеет в это мгновение? Если держать в голове две эти мысли (которые очень сложно полностью осознать), то доволен ли я тем, каким воссоздается мой мир? Что я делаю, чтобы он был другим, таким, каким я хочу?

кадры из «Девочки...»

В «Мирай из будущего» (факт для вас: на японском аниме называется «未来のミライ» («Мираи но Мираи») — первое слово написано иероглифами (未来 - Ми-раи) и значит «будущее» , а второе — азбукой (ミライ - Ми-ра-и) и это имя, забавная японская игра слов с очевидным подтекстом) мальчик учиться принимать, что теперь он не единственный ребенок в семье. В этом ему помогают путешествия во времени к разным родственникам и младшая сестра из будущего, которая приходит на помощь своему старшему брату в прошлое. В отличие от предыдущих работ, где просто одна линейная история, это аниме по сути представляет собой набор небольших эпизодов, как правило разделенных темным экраном: учимся кататься на велосипеде, не переживать из-за штанов, убираться. Поднимается тема эгоизма у маленьких детей, когда в семье появляется младенец и родителям трудно уделять одинаковое количество времени обоим детям. Попутно раскрывается тема того, что люди меняются. Если ты в детстве был страшным непоседой и не слушался родителей, то взрослый ты не обязательно анархист и бунтарь. Собственно тема взросления также затронута. Физически главный герой на протяжении фильма остается дошкольником, но при этом мы видим, как меняется он сам и его отношение к окружающим людям и ситуациям.

кадры из «Мирай из будущего»

А теперь по совсем общим темам. Тема потери и расставания — это очень сложный и травмирующий опыт, но (извините, если это будет звучать цинично) на этом жизнь не заканчивается. Это можно и нужно пережить. Если рядом есть поддержка, если задуматься: а он/а хотел бы, чтобы я сейчас опустил руки и погрузился в серое болото тоски или чтобы я улыбался и жил? Да, непросто, да, необходимо время, и да, сложно в такие моменты не злиться на все те «он всегда с нами», «она хотела бы, чтобы ты был счастлив», но осознание того, что это случается со всеми и что кто-то смог это пережить, может помочь и вам. А если вы просто расстаетесь, то всегда есть возможность встретиться... в будущем =)

Дела семейные есть везде, в любом аниме, которые вы посмотрите от Мамору Хосоды. Либо семья неполная, либо дьявольски большая, либо тебя воспитывают родственники или вообще чужие люди, которые тебе ближе, чем кровная семья, либо кто-то вечно занят на работе и ребенок не знает, что и куда. Но всё ещё прослеживается идея, что как бы то ни было, семья должна быть местом, собранием людей, человеком, существом, с которым можно поговорить, куда можно прибежать в слезах и проблемах. Человек должен знать и чувствовать, что в семью можно вернуться.

Еще немного красоты из «Красавицы и дракон»

И на сладенькое — мальчики. Я люблю 2Д парней, и что вы мне сделаете? Везде есть на вид холодный парниша, который по факту сладенькая булочка: поможет, поддержит, в будущем подождет, Метавселенную спасёт, лишь бы ты не плакала. Приятно смотреть.

Вот так вот под историями про подростков (во всех полнометражках главные герои или рассказчики — дети до 18) скрывается толпа разных тем-проблем. Каждый найдет что-то для себя. Я плакала каждый раз, то от того, как все плохо, то от того, как всё хорошо, то от того, как всё плохо, но ты знаешь, что всё будет хорошо. И не делайте как я: не надо пересматривать всё за один день, плохая идея, честно.

Филолог, гик и дева по знаку зодиака
Евгения Габдрахманова
Понравилась статья?

Поделиться статьей:

Made on
Tilda