Кассандра Остен надолго пережила сестру, стала свидетелем ее растущей литературной славы и создала тот самый образ Джейн, которым, за неимением лучшего, мы вынуждены довольствоваться и сейчас: чтобы представить сестру в более выгодном и благочестивом свете, Кассандра сожгла большую часть ее писем и вымарала куски оставшихся. Можно лишь предположить, что Кассандра пыталась скрыть от будущих поколений сарказм, сплетни и злословие сестры.
Кассандра сделала все, что могла, чтобы Джейн предстала перед нами умной, ироничной, обладающей чувством юмора - этого скрыть уж было никак нельзя, иначе и романы нельзя было бы издавать - но в то же время целомудренной и благочестивой.
Но и эта идея начинает рассыпаться, когда вчитываешься в ее произведения. Нет, никаких сомнений в добродетели героинь Остен нет и не может быть. Как не может их быть и в том, что Остен четко знала, что хорошо, а что плохо. Мораль и очевидный нравоучительный подтекст есть в каждом из ее романов. У читателя никогда не возникает сомнений в том, что Остен строго осуждает и наказывает в своих персонажах супружескую неверность (вспомним публичный позор Мэрайи из «Мэнсфилд-парка»), ложь (вспомним несчастливый брак обманщика Уиллоби из «Разума и чувства»), самонадеянность (вспомним, сколько неприятных моментов пережила из-за этого своего недостатка Эмма в одноимённом романе), двуличие (вспомним, как Изабелла Торп, пытавшаяся играть чувствами двух мужчин в «Нортенгерском аббатстве», в итоге потеряла их обоих). А счастливой любовью и финансово состоятельным супругом награждаются те героини, которые обладают терпением, строгими моральными принципами, честностью и добротой - пусть даже они и не всегда так умны, как автор, которая их придумала.