9 минут чтения

Джейн Остен: гениальность в повседневности

Она была скупа на слова, ибо, в отличие от большинства людей, соразмеряла их число с количеством своих мыслей

Мой девиз – постоянно думать о многом, искать многогранность смыслов. И не жалеть сил для их реализации в качестве анимационных образов

Джейн Остен написала всего шесть коротких романов (не считая неоконченных произведений), но уже больше двух сотен лет ее перечитывают, наслаждаются ее неповторимой иронией и чувством юмора, следят за перипетиями сюжетов тысячи нетерпеливых читателей.

Джейн Остен - классик английской литературы, и англоязычные школьники читают ее романы в рамках школьной программы так же, как мы читаем Пушкина и Толстого. При этом, в отличие от наших великих классиков, мисс Остен мало того, что женщина - она практически самородок.

Кадры из фильма «Нортенгерское аббатство», 2007

Она родилась в конце 18 века в семье приходского священника. У нее было шесть братьев и одна сестра - и, несмотря на высокую детскую смертность, все они выросли. Все братья, кроме одного, так или иначе преуспели в жизни - двое пошли по стопам отца и приняли сан (как Эдвард Феррарс из «Разума и чувства), двое сделали карьеру во флоте (как капитан Уэнтворт в «Доводах рассудка»), еще одного усыновили богатые родственники (как Фрэнка Черчилла в «Эмме»). Последний брат был, судя по всему, не вполне здоров - о нем в сохранившихся семейных документах почти нет упоминаний. Джейн и ее сестра Кассандра, по совместительству ее лучшая подруга и главный корреспондент (в точности как Джейн Беннет была лучшей подругой своей сестры Элизабет в «Гордости и предубеждении»), продолжали жить с родителями и не вышли замуж. Кассандра была помолвлена с морским офицером, и они ждали, пока он заработает достаточно денег для создания семьи - но он умер вдали от Англии, когда Кассандре было 24 (почти такая же судьба постигла Фанни Хавелл и Джеймса Бенника в «Доводах рассудка»), и она так и осталась старой девой.

Джейн тоже была помолвлена однажды, но эта помолвка была короткой и тоже завершилась из-за финансовых препятствий.

Получается, что биография Джейн Остен так же неотделима от разговоров о деньгах, как и ее романы - и многие особо романтично настроенные критики упрекают Остен за меркантильность.

Можно было бы долго оспаривать этот тезис и доказывать, что читатель испытывает гораздо больше удовлетворения от хэппи-энда, когда он понимает, что героиня не только вышла замуж по любви, но и жить будет безбедно - но я просто приведу слова одной из самых разумных героинь Джейн Остен, которая выразила суть вопроса лаконично и точно.

Обложки книг Джейн Остен

— Неужели счастье может зависеть от богатства и величия!

— От величия, может быть, и нет, — заметила Элинор, — но богатство очень способно ему содействовать.

Мой девиз – постоянно думать о многом, искать многогранность смыслов. И не жалеть сил для их реализации в качестве анимационных образов

Джейн и Кассандра получили неплохое по тем временам образование, они учились в нескольких пансионатах и много читали дома. Но обе были, примерно как сестры Беннет из «Гордости и предубеждения», бесприданницами. Их отец-священник обладал примерно таким доходом, как Элинор и Эдвард Феррарс в финале «Разума и чувства», то есть он мог отправить сыновей на флот и дать образование дочерям, но дать им приданое уже было ему не под силу. Более того, после его смерти обе незамужние девицы Остен стали еще менее благополучны материально - примерно как мисс Бейтс из «Эммы». К счастью, у них, в отличие от мисс Бейтс, были братья, которые о них заботились. Джейн и Кассандра поочередно гостили у них, переезжая с места на место. В 1817 году Джейн умерла и была похоронена в Уинчестере. Ей было чуть больше сорока.

Жизнь Джейн Остен проходила в маленьких провинциальных городках, в ограниченном кругу, она редко знакомилась с новыми людьми и почти никуда не выезжала. Она была небогатой незамужней девицей, всегда зависимой как финансово, так и социально. Она не могла жить одна, не могла принимать самостоятельно никаких решений важнее, чем фасон шляпки. Я не случайно сравнила ее с мисс Бейтс из «Эммы» - именно таков был в те времена удел незамужних небогатых девушек. Заниматься рукоделием, нянчить чужих детей и иногда - если повезет - аккомпанировать чужим танцам на домашних балах - вот все разнообразие и все развлечения, на которые они могли рассчитывать.

Кадры из экранизаций «Гордости и предубеждения» 1995 и 2005 гг

Но вышло по-другому. Джейн начала писать. Сначала просто для себя и своей семьи, а потом - и для более широкой публики. Три из шести ее романов были изданы при жизни. Она заработала на этом более 500 фунтов - при пересчёте на современные деньги это больше 3,5 миллионов рублей. И появление этой гениальной романистки на совершенно неподготовленной для этого социальной почве нельзя объяснить ничем - кроме того, что Природа, очевидно, просто решила, что человечеству не хватает здорового сарказма и юмора, и поэтому подарила нам Джейн Остен.

Но почему же именно она? Почему именно ее романы, романы женщины, не получившей блестящего образования, не видевшей мира и света, не имевшей опыта замужества, да и вообще почти никакого жизненного опыта, занимавшей самое скромное социальное и финансовое положение, так привлекают до сих пор? Что она могла такого в них изобразить?

Как оказывается, ничего. Ничего особенного. Джейн Остен никогда не пишет ни о чем, чего она сама бы не пережила. Она не пишет о замужней жизни своих героинь. Она никогда не изображает разговор, в котором участвуют одни мужчины. Она никогда не пишет о воспитании детей, ограничиваясь лишь поверхностными наблюдениями со стороны. Она никогда не описывает в подробностях объяснения в любви между героями. Она очень скупо описывает природу, интерьеры, внешность людей, она даже про фасон и цвет платьев почти никогда не пишет. Единственное, что ее интересует - это сами люди. Их характеры (а чаще - их слабости, недостатки, смешные черточки) и их взаимодействие друг с другом. Основные отличительные черты ее стиля - лаконичность и ирония. Там, где Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Чарльз Диккенс, Джон Голсуорси, Лев Толстой, Федор Достоевский используют абзацы и главы - мисс Остен ограничивается тремя словами.


Кадр из сериала «Сэндитон», 2019-...

Дэшвуды пришли в такой восторг от Миддлтонов, что решили — как ни мало были они склонны давать что-либо кому-либо — дать в их честь обед.

Миссис Бейтс, вдова прежнего хайберийского викария, была глубокой старушкой и мало на что годилась, помимо чашки чая да партии в кадриль.

Элизабет поняла, что для этой важной дамы не существовало мелочей, недостойных ее внимания, если только эти мелочи служили ей поводом поучать окружающих.

Обладать хорошей осведомленностью — значит ущемлять тщеславие окружающих, чего разумный человек всегда должен избегать. В особенности женщина, имеющая несчастье быть сколько-нибудь образованной, должна поелику возможно скрывать этот недостаток.

Мой девиз – постоянно думать о многом, искать многогранность смыслов. И не жалеть сил для их реализации в качестве анимационных образов

Кассандра Остен надолго пережила сестру, стала свидетелем ее растущей литературной славы и создала тот самый образ Джейн, которым, за неимением лучшего, мы вынуждены довольствоваться и сейчас: чтобы представить сестру в более выгодном и благочестивом свете, Кассандра сожгла большую часть ее писем и вымарала куски оставшихся. Можно лишь предположить, что Кассандра пыталась скрыть от будущих поколений сарказм, сплетни и злословие сестры.

Кассандра сделала все, что могла, чтобы Джейн предстала перед нами умной, ироничной, обладающей чувством юмора - этого скрыть уж было никак нельзя, иначе и романы нельзя было бы издавать - но в то же время целомудренной и благочестивой.

Но и эта идея начинает рассыпаться, когда вчитываешься в ее произведения. Нет, никаких сомнений в добродетели героинь Остен нет и не может быть. Как не может их быть и в том, что Остен четко знала, что хорошо, а что плохо. Мораль и очевидный нравоучительный подтекст есть в каждом из ее романов. У читателя никогда не возникает сомнений в том, что Остен строго осуждает и наказывает в своих персонажах супружескую неверность (вспомним публичный позор Мэрайи из «Мэнсфилд-парка»), ложь (вспомним несчастливый брак обманщика Уиллоби из «Разума и чувства»), самонадеянность (вспомним, сколько неприятных моментов пережила из-за этого своего недостатка Эмма в одноимённом романе), двуличие (вспомним, как Изабелла Торп, пытавшаяся играть чувствами двух мужчин в «Нортенгерском аббатстве», в итоге потеряла их обоих). А счастливой любовью и финансово состоятельным супругом награждаются те героини, которые обладают терпением, строгими моральными принципами, честностью и добротой - пусть даже они и не всегда так умны, как автор, которая их придумала.

Кадры из фильма «Разум и чувства», 1995

Но так ли наивна была сама мисс Остен, как хотела внушить нам Кассандра? Так ли лишена знания света и его пороков?

Вспомним «Эмму». Отец главной героини, мистер Вудхауз, пребывает в начальной стадии маразма и продвинутой стадии ипохондрии. В это время его дочь - любящая и заботливая, кстати, этого безусловного достоинства у нее не отнять - вместе с подругой развлекается тем, что собирают в альбом всякие загадки, ребусы и прочие частушки. Батюшка Эммы их в этом начинании очень поддерживает - ему по душе любое хобби, которым можно заниматься, не выходя из дома и не подвергаясь риску простыть.

Так вот. Он постоянно цитирует первые строчки одной загадки, которая была популярна в дни его молодости (это середина 18 века). Дальше первой строфы он не помнит - но при желании полный текст легко можно найти в интернете. Автор загадки - Гаррик, известный актер того времени. Официальная разгадка - слово «трубочист». Только это не все. Потому что широко известен факт, что у этой загадки был не сильно скрытый сексуальный подтекст - в ней говорится о сифилисе.

Можно, конечно, предположить, что простодушная старая дева Джейн, вкладывая эти строки в уста пожилого ипохондрика, не знала о всяких там скрытых подтекстах. Только в «простодушную Джейн Остен» я не верю ни на грош.


Кадр из фильма «Эмма», 2020

Я думаю, она отлично это знала. Я думаю, смысл эпизода в том, что отец Эммы, про которого известно, что он поздно женился и обладает слабым здоровьем, в молодости напропалую гулял. А чтобы еще больше укрепить нас в этом подозрении, Остен неоднократно и настойчиво упоминает, что любимое блюдо мистера Вудхауза - жидкая овсяночка. Которая, по странному совпадению, являлась в то время единственной диетой при сифилисе.

Читайте Джейн Остен, друзья. И если кто-нибудь когда-нибудь скажет вам, что это «женские романчики» - не верьте этому недальновидному человеку.

Автор статьи
Мария Андрюкова
Made on
Tilda