Шутки и характеры -
за что еще мы любим
«Гарри Поттера»

5 минут чтения

«Двое возникли из ниоткуда в нескольких ярдах друг от друга на залитой лунным светом узкой дорожке. Оба на миг замерли, направив волшебные палочки друг на друга, потом, узнав друг друга, убрали палочки под плащи и быстро зашагали рядом».

С этих слов началось мое знакомство с книгами о Гарри Поттере. Правда, я их не прочитала, а услышала, и не на русском, а на английском, голосом Стивена Фрая, но это детали. В общем, я начала читать книги, когда вышла уже последняя из них, а я была совсем взрослой женщиной и мамой. Поэтому я никак не могу приписать себе детского восторга от волшебного мира.

Но могу сказать другое. «Гарри Поттер» - великая книга.

Я не буду расписывать все то, что говорили и писали до меня уже тысячи раз: про любовь и дружбу, про становление личности, про справедливость и борьбу добра со злом. Честно, пока писала эти слова, чуть не уснула сама от скуки. Напишу про лишь две из многих вещей, которые делают книгу важнее и лучше, чем фильм.

Во-первых, юмор. Тот самый великолепный английский юмор, за который мы любим пустослова Вудхауса и никак не могли отпустить с экранов вдовствующую леди Грантам, хотя ей, по словам самой Мэгги Смит, к концу «Аббатства Даунтон» уже должно было быть по меньшей мере сто лет. Юмор Роулинг немного менее тонкий – все же он на детей рассчитан, в нем меньше сарказма, меньше скрытых смыслов. Он взрослеет вместе с героями, и если в первой книге мы смеялись над тем, как близнецы Уизли меняются свитерами, на которых мама вывязала первые буквы их имен, и утверждают, что их зовут Гред и Фордж, то в «Дарах смерти» они рассказывают историю о том, как один из дядюшек Уизли напивался на семейных торжествах и начинал отплясывать, высоко задирая полы праздничной мантии и вытаскивая букеты цветов прямо из своей… «Да уж, похоже, он был настоящим кудесником!», - прерывает этот малоприличный, но очень смешной рассказ Гермиона.

Юмор помогает героям пережить сложные моменты – ну точно как в жизни. Уставшие, голодные, находящиеся на грани отчаяния Гарри, Рон и Гермиона ловят передачу по волшебному радио – и голоса друзей и их шуточки дают им новые силы. Раненый в бою Джордж Уизли шутит про свое отрубленное ухо – и его близкие, онемевшие от горя и беспокойства, снова оживают.

Главные источники юмора – близнецы Уизли, и это одна из причин, по которой мне было так тяжело смириться со смертью Фреда. К тому же близнецы – одни из самых привлекательных второстепенных персонажей в литературе вообще. Так что следующим пунктом в моем списке «За что я люблю «Гарри Поттера»» идут они, второстепенные персонажи. Которым, к сожалению, не удалось выделить достаточно экранного времени во франшизе. А ведь они великолепны.

Близнецы, которые в кино показаны просто как хулиганы и балагуры, в книге – глубокие, смелые, увлеченные своим делом, самостоятельные парни. Они уже подростками выбирают, чем хотят заниматься в жизни, и у них это получается настолько хорошо, что успех им обеспечен – ну, или был бы обеспечен, если бы они оба пережили Битву за Хогвартс. Нимфадора Тонкс – невероятно отважная девушка, которая не только занимается самой опасной работой в волшебном мире, но и находит в себе силы идти против общественного осуждения и стигмы отношений с «нежелательным элементом» - оборотнем. Сириус Блэк – трагический, почти байронический персонаж, жизнь которого оказывается загублена из-за преступления, совершенного не им, и для которого единственный способ обрести покой – это смерть в бою. Что уж говорить про разбитое сердце Северуса Снейпа, который невольно становится причиной гибели любимой женщины и живет только мыслью об отмщении, или о том, как непреодолимое чувство вины сопровождает Альбуса Дамблдора всю жизнь и превращает его из живого человека в носителя идеи, сосуд вечной мудрости и вечной скорби. Даже Беллатрикс Лестрейндж, которую мы привыкли считать воплощением зла – разве и она не борется со своими демонами: неудовлетворенной страстной влюбленностью в Волдеморта, на которую он никогда не ответит и которая доводит ее до грани безумия?

Кино – это важнейшая часть современной культуры. Без него мир не был бы таким, какой он сейчас. Да что там, я сама обожаю хорошее зрелищное кино. Но я призываю вас не забывать о том, что в основе почти каждого хорошего кино лежит текст. И этот текст зачастую намного глубже, полнее, красивее фильма – пусть даже его прочтение и требует чуть больше усилий и времени. Всего этого не может, к сожалению, отразить кинофраншиза. Все, что она нам дает – это событийная канва, краткая, местами обрывочная хронология. Только очень внимательный и увлеченный кинозритель может, например, не читав книгу, хотя бы отчасти разобраться в хитросплетении магических, моральных и философских конфликтов, которые ведут к гибели могущественного темного волшебника от простого защитного заклинания. Фильм не смог выполнить даже и более простую задачу: адекватно отобразить эпическую Битву за Хогвартс, центральное, самое масштабное и многофигурное событие всей серии. Да, в фильме она, конечно, есть, но только те, кто читал книгу, понимают, насколько эта бледноватая копия не дотягивает до оригинала..

Автор статьи
Мария Андрюкова
Made on
Tilda