Рецензия на «Код Розы»
Кейт Куинн

5 минут чтения

Кейт Куинн, прозываемая королевой исторических романов, продолжает изучать разные эпохи. В книге «Код Розы», недавно изданной в «Фантом Пресс», речь идет о Второй мировой и последующих годах.

1947. Англичане, оживая после Второй мировой, готовятся к свадьбе принцессы Елизаветы и Филиппа Греческого. В это же время 3 бывших военных шифровальщицы пытаются вычислить советского шпиона, действовавшего еще во время Войны, в знаменитом Блэтчли-парке...

Скажу прямо: я ждала эту книгу. Тема шифровальщиц из Блэтчли-парка заинтересовала меня ещё в сериале «Код убийства». Там по сюжету четверо бывших криптографинь объединялись, чтобы «взломать» код действий маньяка, терроризирующего Лондон 1950-ых. Во флэшбэках мелькали эпизоды военного времени и, собственно, работа с «Энигмой».


Двух сезонов мне оказалось мало (как и отечественного аналога под названием «Шифровальщицы»). Фильм «Игра в имитацию» чуть-чуть утолил мою жажду познания. Только вот там почти все внимание уделялось одному Алану Тьюрингу... При всем к нему уважении, это не то, чего мне хотелось.

И я недоумевала, почему до сих пор никому не пришло в голову написать роман о Блэтчли-парк. Что же, Кейт Куинн таки сделала это — и ее книгу наконец-то можно почитать на русском. Другой вопрос, стоит ли оно того?

Смотря «Игру в имитацию», можно ошибочно предположить, что Тьюринг взламывал «Энигму» один. Смотря «Код убийства» — что все работники Блэтчли были гениями криптографии. Читая «Код Розы», наконец-то понимаешь, насколько разные и зачастую нудные, совершенно не захватывающие там были рабочие задачи. Регистрировать шифровки, к примеру. Или «просто» запускать огромные машины для дешифровки — тогдашний аналог компьютеров.





А его ответ проповеднику можно расценить, как «Презираю все религии одинаково».

Дэниел, как умело подметили многие критики, в переводе с древнееврейского означает «Бог – мой судья», Плейнвью – дословно «Всевидящий». Достоевский, как мы помним, тоже любил говорящие фамилии…

Но раз нефтедобытчик Плейнвью не верит ни в кого и ни во что, кроме как в себя самого, то, следовательно, и Бога для него не существует. Бог умер. А раз Бога нет, то и судить его некому. Напротив, роль судьи передана в его собственные руки, и он будет судить жестоко и по всем канонам, так как он – «Всевидящий».

Кадры из упомянутого кино

Помимо этого «Код Розы» даёт понять, какая специфическая временами была атмосфера в Блэтчли. С одной стороны, он объединил множество совершенно разных людей: от пожилых профессоров математики до юных светских львиц, от простых английских работяг до потомков иммигрантов. И ведь работал «механизм», как часы!

С другой стороны, в Блэтчли была настоящая истерия по поводу секретности. Сотрудник одного отдела не мог ходить в другой. Нельзя было рассказывать ничего родным и друзьям. Нельзя было предупредить близких о бомбежке, если вы вдруг о ней узнали. И нужно было молчать даже после войны. Истерия — да и только.

Что, впрочем, не помешало завестись кроту — советскому шпиону.

Кадр из «Игры в имитацию».

Но, пожалуй, стоит наконец-то поговорить о героинях. Их характеры и происхождение Кейт Куинн специально сделала очень разными: аристократка, жительница Ист-Энда и деревенская простушка. По задумке писательницы это должно было передавать уже упомянутое разнообразие людей, служивших в Блэтчли-парке. К тому же, все три девушки имеют реальных прототипов. Возможно, именно поэтому они получились такими живыми...

Все, кроме одной.

Я имею в виду Бэтт. Она такая... похожая на стереотип о гении-аутисте. Знаете, вот на этот образ «Великих Гениев» вроде Шерлока, Доктора Хауса или Шелдона Купера. Малоэмоциональные, резкие, плохо понимающие, как общаться с людьми, но бесконечно увлеченные своим делом и способные мыслить нестандартно.



Кстати, некоторые современные историки полагают, что Тьюринг был аутистом :)
Кадр из «Игры в имитацию».

Проблем с этим две. Первая: у людей складывается представление, что аутисты бывают либо гениями, либо людьми с суровым нарушением когнитивных функций (как в фильме «Мьюзик»). Вторая: подобные образы не передают повседневных сложностей аутичных людей. А это: сенсорные перегрузки, маскинг (когда подсознательно пытаешься изобразить «нормального»), селективный мутизм (внезапная невозможность говорить), стимминг...

Обе этих проблемы вредят реальным аутичным людям, так как у общества о них формируется неверное представление. Верить в подобного персонажа очень тяжело. И это при наличии реального человека в качестве прототипа (в случае Бетт это была легендарная криптографиня Мэвис Ливер)! Впрочем, этот момент может вытянуть хорошая актриса — если «Код Розы» будет экранизирован.




Сериал «Код убийства» и современный вид Блэтчли-парка

А книга прямо просится на пленку, может быть, даже в качестве мини-сериала. Даже не смотря на «огрех» в лице Бетт, история получилась захватывающей! Да и давно пора было воздать должное сотрудницам Блэтчли-парка. И раз уж есть отличный роман, почему бы не сделать его экранизацию?


Дуэт кота и филологической девы
Елизавета Лихачева
Понравилась статья?

Поделиться статьей:

Made on
Tilda