Курт Воннегут
и его лучшие книги

6 минут чтения

Черный юмор, сатира и научная фантастика — гремучая смесь, готовить которую мастерски умеет именно этот автор. «Колыбель для кошки» до сих пор стоит на полках книжных магазинов среди лучших антиутопий, а цитаты из его книг слышны даже в бытовых разговорах. Почему автор, в таланте которого сомневались критики-современники, остается актуальным для современного читателя?

Курт Воннегут

11 ноября — 100 лет со дня рождения американского прозаика Курта Воннегута. Если вы откроете статью о нем на Википедии, то, скорее всего, удивитесь ее непривычно большому объему. Очень подробная биография, информация о родственниках, даже о дальних, перечисление мест работы... Такая прозрачность жизни писателя объясняется тем, что почти во всех своих произведениях он использовал сюжеты из собственной жизни. Не все книги Воннегута можно назвать автобиографическими, но абсолютно во всех есть личные переживания и жизненный опыт автора. В своем романе «Вербное воскресенье: автобиографический коллаж» Воннегут дает оценки своим литературным детищам: по шкале от одного до пяти. В этой статье вспомним топ-3 текстов, получивших наивысшие баллы от самого автора.

КОЛЫБЕЛЬ ДЛЯ КОШКИ. ОЦЕНКА «5+»

После школы, в 1940 году, Воннегут под давлением отца поступает на химический факультет Корнеллского университета. К учебе будущий писатель явно равнодушен и спустя три года бросает ее, чтобы пойти добровольцем на фронт. По возвращении с войны Воннегут с женой Джейн поселился в Чикаго, и оба поступили в Чикагский университет. Джейн продолжила изучать славистику, а Воннегут выбрал культурную антропологию. Но ни один из них так и не доучился: Джейн оставила учебу после рождения ребенка, а Воннегут — после выгодного предложения по работе. Однако позже, в 1972 году, Чикагский университет все же присвоит Воннегуту степень магистра антропологии — за роман «Колыбель для кошки».

Как и многие другие тексты писателя, этот роман пронизан темой гуманности научных достижений человечества. В какой степени ученый ответственен за свое детище? Всегда ли наука несет миру свет? Нужно ли проводить границу между научным интересом и опасностью? На эти вопросы Воннегут предлагает читателю ответить, «наблюдая» за жизнью обитателей острова с квазигосударственностью и квазирелигией. Они бескультурны и бедны, потому что бедны земли, на которых они живут. Они ничего не знают о научном прогрессе, и единственный смысл их жизни — это религия, выдуманная их правителями. Однако погибают они именно от новейшего, привезенного к ним из «первого мира», изобретения с незамысловатым названием «лед-девять».

БОЙНЯ НОМЕР ПЯТЬ, ИЛИ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ДЕТЕЙ. ОЦЕНКА «5+»

1944. Воннегут находится в Дрездене, в плену фашистских войск. Вместе с другими военнопленными он работает на химзаводе, где производят витаминный раствор для беременных. На ночь пленных запирают на скотобойне номер пять, а во время воздушных тревог отводят (за неимением бомбоубежищ) в подвал, предназначавшийся для туш убитых животных. В этом подвале Воннегут вместе с шестью товарищами спасается во время бомбардировки Дрездена в 1945 году. Во время обстрела погибло много мирных жителей, пострадали жилые кварталы и памятники архитектуры. Выжившие военнопленные, в том числе Воннегут, участвовали в разборе завалов и сжигании трупов. Именно бомбежка в Дрездене легла в основу романа «Бойня номер пять, или крестовый поход детей».

Однако сама «Бойня...» — далеко не историческая проза. Автор вплетает в повествование пришельцев, игры со временем, абсурдизм. А сама бомбардировка воплощается в образе пустоты, «черной дыры» для описания которой не существует слов. На протяжении текста она практически не упоминается, несмотря на то, что (как указывает автор в предисловии), книга посвящена именно ей.

Курт Воннегут

Книга стала поворотной в судьбе Воннегута-писателя: критики высоко оценили ее, и она принесла автору мировое признание. Однако после публикации «Бойня...» была зацензурирована в Америке и изымалась из библиотек.

СИРЕНЫ ТИТАНА. ОЦЕНКА «5»

«Сирены Титана» — один из первых романов Курта Воннегута. В этом тексте впервые проявляется уникальный «рваный» стиль письма Воннегута. Телеграфно-шизофренический стиль присущ, как правило, постмодернистской традиции, однако критики отмечают, что Воннегут пришел к нему «самостоятельно», дабы способ повествования соответствовал предмету описания, а именно — межпланетному путешествию.

Помимо фантастического лейтмотива в романе присутствует философская линия. Автор размышляет над возможным смыслом существования человечества и на его фоне показывает суетность многих земных ценностей. Однако вычленить эту мораль оказывается не так просто: из-за нелинейного повествования и сложного слога читателю приходится рассчитывать скорее на свои собственные смысловые ассоциации.

Путь Воннегута к литературному признанию был тернист: его первые тексты плохо продавались, а критики долгое время видели в нем лишь «бульварного» писателя. Тем не менее, еще при жизни писателя каждый год его тексты служили материалом для научных филологических исследований. Но даже если споры о том, можно ли отнести тексты Воннегута к «канону», не утихли до сих, то уж в их актуальности для современного читателя сомневаться не приходится.

Филолог, зумер, гедонист
Дарья Понурова
Понравилась статья?

Поделиться статьей:

Made on
Tilda