Японский «Заводной апельсин»: «Зямляноиды» Саяки Мураты

7 минут чтения

Выживать, чего бы это ни стоило…

Мой девиз – постоянно думать о многом, искать многогранность смыслов. И не жалеть сил для их реализации в качестве анимационных образов

Я очень хотела прочитать «Человек-Комбини» Саяки Мураты, который вышел у издательства «Попкорн» в 2020 году. Но как-то не сложилось. Я не опускала руки, посылала запрос во Вселенную, и вот в этом году осень отщипнула мне от мировой дикости щепотку. Будьте осторожны со своими желаниями, потому что мои привели меня на порог дома в Акисине во второй книге Саяки Мураты — «Земляноиды».

Не вполне линейное повествование: в первых двух главах и в четвертой главной героине Нацуки 10-11 лет, в третьей, пятой и шестой ей 31-34, но это не путает. Язык тоже несложный, ни обо что, кроме японских реалий, не спотыкаешься — но зато есть много сносок, это удобно для тех, кто впервые видит слово «котацу».

Милая обложка с ёжиком абсолютно никак не отражает лютую дичь, происходящую на страницах книги. Вместо ежа надо было дать гигантский дисклеймер, вроде: чувствительным, слабонервным, людям, способным на эмпатию, просьба не читать эту книгу и вообще забыть, что она существует.

Ежики и милые писательницы — не то, чем кажутся!

Серьезно, меня сложно как-то задеть в художественной литературе, никакие аморальные вещи не заставят мускул на лице дрогнуть, а от этой книги меня трясло. Во второй главе. В шестой главе мой мозг, кажется, уже не мог понять, какой гормональный коктейль надо вырабатывать, поэтому в качестве защиты не чувствовал ничего. Я читала перед сном, и утром мне казалось, что все это был сон, не могла я такое читать, не мог кто-то такое написать. Мог. Кое-как добираешься до конца, просто потому что хочешь знать, а куда это нас привело. Это как автокатастрофа: ты понимаешь, что не хочешь этого видеть, но не можешь отвести взгляд. Как говорил Чехов: «То ли чай пойти выпить, то ли повеситься». Я не жалею, что потратила на эту книгу время (кстати всего 272 страницы, за полтора дня идёт на ура, если не чувствовать). Но знаете, мое «я» разделилось на две части. Одна сидит в панической атаке в темном углу и мечтает забыть «Земляноидов». Вторая улыбается и думает: «Да че ты, тебе же понравилось». Обе эти части правы. Смахивает на мазохизм, но где наша не плавала.

Источник: unsplash.com

Если практически без спойлеров, то сюжет выглядит так: семья ненавидит ребёнка и относится к нему как к мусору, издеваясь над ним физически и психологически и при этом удивляясь: «А чего это наш ребёнок такой дурной и ненормальный». Ребёнок, чтобы как-то выжить в этом дерьме (буквально) вырабатывает себе систему защиты. Поскольку всем глубоко #&%^# на ребенка и он так и живет травмированный в окружении садистов, то вырастает взрослый, который не может прижиться в обществе, потому что считает себя ненормальным, не способным быть инструментом на Фабрике по изготовлению людей. А раз уж я уже взрослый, могу сам распоряжаться жизнью (почти, Фабрика всё равно придёт за тобой), то ну их всех к черту, даешь дорогу детским способам защиты от травмирующего опыта. Добавим к этому еще три убийства, «садись между коленок учителя и открывай ротик», детский инцест и пир каннибалов. Описания в книге хороши, если вас это волновало.

Источник: unsplash.com

Как говориться: «Оставь надежду, всяк сюда входящий».

Очень гротескная история. Все чрезмерно обобщенно и преувеличено. Доведено до абсурда. Не хочется верить, что такое может быть, но хотите прикол? Может. В книге куча рассуждений о, том, что такое «нормально» и «ненормально», но нет самого понятия «нормально» и нет точки, от которой можно вести хоть какой-то отсчет, потому что с позиции адекватного читателя в этой книге просто собраны разные степени сумасшествия.

Тема книги далеко не новая: что такое общественная норма и как она относится к отдельно взятому индивидууму. Есть большая общественная машина (здесь — Фабрика). Все должны жить с ней в ладу. А есть человек, который по какой-то причине не может в эту идиллическую картину всеобщего рая вписаться. И Фабрика буквально насильно хочет вернуть его в строй.

Книга балансирует (нет) меж двух дикостей: человеческого общества, которое скорее убьет тебя, чем даст жить своей жизнью, и животного состояния, когда в целом не существует морали, табу, норм и запретов.

Источник: unsplash.cpm

Особое внимание уделяется семье. Семья и взрослые — сборище токсичных животных, которые вместо того, чтобы объяснить, что было сделано не так, решают, что забить ребенка до полусмерти — в целом хороший выход. А уже потом дай бог какой-то один взрослый осознает, что мы-конечно-да-неправильно-тогда-поступили. Спасибо, уже не надо.

Токсичные родители. «Токсичный» слишком слабое слово, но все главы, посвященные детству Нацуки, тебе просто хочется забрать её из этой семьи и поместить в адекватную, хотя, мне кажется, на просторах книги в целом не существует адекватных взрослых. И, возможно, из основной троицы героев выросло то, что выросло, именно из-за взрослых. Они не смогли воспитать нормальные с точки зрения книги инструменты для Фабрики.

Виктимблейминг. Тоже в рамках семьи + друзей. Странное отношение к тому, что если какой-то [вставьте матерное слово] не может держать при себе свои руки и не только руки, то тебе это, конечно же, нравилось, и вообще ты сама с ним пошла, или вообще это твои извращенские фантазии и ты просто порочишь прекрасного человека, чем ты могла его зацепить. И вообще мы, девушки, должны такое терпеть, каждому своя доля. (Если вы слышите где-то в отдалении отчаянный крик, это я ору, присоединяйтесь).

Источник: unsplash.com

Тотальное отсутствие личного пространства. Фабрика лезет в твою жизнь через все щели: репродуктивное насилие в «Земляноидах» цветет пышным цветом. Как это у вас нет секса? А внуки? Да и ты уже не первой свежести, девочка моя... Еще пару лет, и ты уже не сможешь родить... А у тебя на этой Земле только одна функция — рожать себе подобных. Ты чертов инкубатор! Гордись! Разве что простынь с пятном крови после первой брачной ночи не выносят, но была бы их воля, свечку над кроватью супругов держали бы всей семьей. И ни в коем случае не отличайся от других инструментов Фабрики. Или ты как все, или ты не выдержишь. Девиз всей книги «Выживать, чего бы это ни стоило...». Могло бы звучать мотивирующе. Если не вдаваться в подробности, где придется выживать и стоит ли оно того.

Через всю книгу проходит символ куколки шелкопряда. Так вот, шелкопрядов варят в куколках, чтобы они не испортили шелка, когда будут уже бабочками выбираться из своего мини-салона красоты. И я не знаю, тот, кто не прижился на Фабрике — это будущая бабочка или вареная куколка?

Источник: unsplash.com

18+ явно недостаточный возрастной ценз, с учетом того, что все-таки основная целевая аудитория Попкорна — подростки. Вообще, я была бы рада, если бы в конце книги был какой-нибудь вкладыш со скидкой на психологическую помощь. Порекомендовать эту книгу могу только тем, кто соскучился по жути, дичи, сюру, если вы нормально воспринимаете жестокость, объективизацию, ненависть... В общем, если вам захотелось компота из тотального абсурда, вам сюда.

Если с чем-то сравнивать, то любителям «Заводного апельсина», Уэлша или Рю Мураками подойдет. И то, у этих ребят не наберется столько аморального и неадекватного. Хотя мораль и адекватность относительны и выдуманы Фабрикой. Think about it...

Филолог, гик и дева по знаку зодиака
Евгения Габдрахманова
Понравилась статья?

Поделиться статьей:

Made on
Tilda