«Белая птица» Р. Дж. Паласио. О добре, зле и людях между ними.

8 минут чтения

Название: «Белая птица»
Автор и иллюстратор: Р. Дж. Паласио
Колорист: Кевин Чеп
Перевод: Е. Кокорина
Издательство: «Розовый жираф»

Вероятнее всего, имя Ракель Харамильо Паласио уже вам знакомо, даже если вы не поклонник графического романа. 5 лет назад, в 2017 году, с оглушительным успехом в прокат вышел фильм «Чудо» (реж. Стивен Чбоски), снятый по мотивам романа писательницы.

ДО «БЕЛОЙ ПТИЦЫ»

Вероятнее всего, имя Ракель Харамильо Паласио уже вам знакомо, даже если вы не поклонник графического романа. 5 лет назад, в 2017 году, с оглушительным успехом в прокат вышел фильм «Чудо» (реж. Стивен Чбоски), снятый по мотивам романа писательницы.

Книга и ее создательница

Главная сюжетная линия произведения — школьный буллинг, обрушившийся на пятиклассника Огги. Шрамы от многочисленных операций остались на его лице отпечатком, ставшим поводом для насмешек одноклассников. Роман рассказывает читателю о трудностях, с которыми до сих пор сталкиваются подростки, и, к сожалению, многие в главном герое узнают себя. Однако в ситуации социальной травли всегда есть две стороны — жертва и обидчик — и вторую часто оставляют без внимания, навешивая на нее ярлык абсолютного зла... но все ли так однозначно? Когда речь идет о подростках, очень часто оказывается, что обидчик страдает не меньше, чем его жертва: от атмосферы в своей семье, от недостатка общения, от ограниченного кругозора... В новом романе Р. Дж. Паласио одним из главных героев становится Джуллиан — тот самый одноклассник Огги, который издевался над ним и подначивал к этому других.

Кадр из фильма «Чудо»

И все же, «Белая птица» — не роман о становлении личности. К сожалению, не любую дискриминацию можно остановить, обратившись за помощью к взрослым. В истории есть страницы настолько темные, что иначе как преступлением против человечества их назвать нельзя. Одно из самых страшных таких преступлений — геноцид евреев нацистской Германией в 1933-1945 годах.

Почему о Холокосте необходимо помнить даже сейчас, причем тут Джуллиан и можем ли мы увидеть в нем себя? Об этом новый роман Р. Дж. Паласио «Белая птица».

Кадр из экранизации «Белой птицы»

В романе мы не увидим историю исправления Джулиана. Он уже осознал свои ошибки и изменился: об этом он упоминает в разговоре с бабушкой Сарой. На что она отвечает: «...все мы ошибаемся. Важно, какие уроки мы из этого извлекаем». Пожалуй, это можно считать эпиграфом «Белой птицы». И эти слова оказываются применимы не только к одному конкретному человеку, но и к целому обществу.

Джулиан просит бабушку помочь ему с докладом, а именно, рассказать о своем детстве. И бабушка рассказывает. Про разлучение с родителями, про преследование, про Холокост. И про то, как в такое тяжелое время можно оставаться человеком.

«БЕЛАЯ ПТИЦА» — ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН О ХОЛОКОСТЕ

В романе мы не увидим историю исправления Джулиана. Он уже осознал свои ошибки и изменился: об этом он упоминает в разговоре с бабушкой Сарой. На что она отвечает: «...все мы ошибаемся. Важно, какие уроки мы из этого извлекаем». Пожалуй, это можно считать эпиграфом «Белой птицы». И эти слова оказываются применимы не только к одному конкретному человеку, но и к целому обществу.

Джулиан просит бабушку помочь ему с докладом, а именно, рассказать о своем детстве. И бабушка рассказывает. Про разлучение с родителями, про преследование, про Холокост. И про то, как в такое тяжелое время можно оставаться человеком.

Кадр из экранизации «Белой птицы»

Сороковые годы, Франция. Фашисты оккупируют северную часть страны, где начинают преследовать евреев. Героиня живет в южной, неоккупированной, части и ей кажется, что жизнь практически не изменилась. Повсюду висят нацистские флаги, в некоторые магазины вход евреям запрещен, в паспортах евреев ставят специальные штампы, но Сара все еще верит в свою счастливую жизнь: «По правде сказать, мне было проще не думать обо всех этих ограничениях. Я цеплялась за ощущение нормальности происходящего». Также думала и мама Сары, которая категорически отказалась от бегства из Франции, когда на этом настаивал отец. На следующий день это решение сломает ее жизнь.

Путь наименьшего сопротивления всегда оборачивается ловушкой, которая лишь оттягивает наступление зла. Кажется, что оно не дотянется до тебя, потому что ты неприкасаемый. Но категория «неприкасаемых» всегда условна. И если сегодня где-то к кому-то относятся несправедливо, значит, ты завтра можешь стать следующим. То же случилось и с Сарой. Ее розовые очки разбились, когда преследование евреев нацистами настигло и неоккупированные территории Франции. «Не было ничего нормального в том, что в мире столько ненависти», — думает девочка, когда впервые лично сталкивается с антисемитизмом.

Кадр из экранизации «Белой птицы»

Нацисты арестовывают евреев прямо на улицах. Детей забирают с уроков и отвозят в концлагеря. Но Сару спасает человеческое милосердие, сострадание и бесстрашие. А настоящим бесстрашием обладают люди, не защищенные правами или оружием, но все равно рискующие собственной свободой и относительным спокойствием ради спасения чужой жизни.

Сара несколько лет прячется в сарае, опекаемая семьей Бомье. За это время она превращается из окруженной вниманием и немного избалованной девочки во взрослого вдумчивого человека. Она впервые задается вопросами: откуда берется ненависть, почему весь остальной мир безучастно наблюдает за происходящим, неужели тьма заполонит весь мир... Кажется, что конца ее заточению нет. И верить в лучшее ей помогает только поддержка Жюльена и его родителей, которые приходят к ней каждый день, несмотря на слежку соседей. Именно человеческие отношения помогают сохранить Саре бодрость духа и любовь к жизни.

Кадр из экранизации «Белой птицы»

Большое значение в романе приобретает тема природы. В детстве Сара часто гуляет с родителями среди гиацинтов. Потом, на такой же гиацинтовой полянке, произойдет ее первый поцелуй... А прячась в сарае, девочка видит природу только через щель в заколоченном окне: «Я часами смотрела в нее... Этот вид напоминал мне о том, как все еще прекрасен мир. Даже если я больше не могла никуда выходить». Природа оказывается обетованной землей без зла и насилия. Сара видит в природе идеальный мир, в котором главенствует гармония и благоденствие, о котором она мечтает с первого дня после разлучения с родителями.

В романе есть сцена, когда родители Жюльена — Вивьен и Жан-Поль Бомье — отправились к директору школы, чтобы защитить своего сына от нападок его одноклассника Винсента, чьи родители работали на нацистское правительство. Выслушав рассказ родителей, директор — Пастор Люк — бросает такую фразу «Куда катится мир. Когда бог положит конец этому?». На что госпожа Бомье ему отвечает: «Не стоит надеяться только на Бога. Мы сможем остановить зло, только если вместе будем ему противостоять. Это наша ответственность».

Это наша ответственность — оберегать мир, не разрешать возвращаться темным страницам истории, сохранять человечность. Мы должны помнить о Холокосте, чтобы не дать ему повториться. Мы должны взращивать в себе сострадание, чтобы не обижать других. Мы должны вытачивать в себе мужество, чтобы по мере своих сил противостоять насилию. Об этом нам напоминает история «Белой птицы».

Кадр из фильма «Чудо»

«Белая птица» — книга, которая честно и одновременно деликатно сможет рассказать ребенку о Холокосте. Взрослым же она напомнит, что бездействие может стать семенем катастрофы.

В 2021 году режиссер Марк Форестер начал работу над экранизацией романа Р. Дж. Паласио. Он станет спин-оффом фильма «Чудо», а главные роли в нем исполнят Джиллиан Андерсон и Хелен Миррен. Премьера в России запланирована на 13 ноября 2022 года.

ЭКРАНИЗАЦИЯ «БЕЛОЙ ПТИЦЫ»

В 2021 году режиссер Марк Форестер начал работу над экранизацией романа Р. Дж. Паласио. Он станет спин-оффом фильма «Чудо», а главные роли в нем исполнят Джиллиан Андерсон и Хелен Миррен. Премьера в России запланирована на 13 ноября 2022 года.

А его ответ проповеднику можно расценить, как «Презираю все религии одинаково».

Дэниел, как умело подметили многие критики, в переводе с древнееврейского означает «Бог – мой судья», Плейнвью – дословно «Всевидящий». Достоевский, как мы помним, тоже любил говорящие фамилии…

Но раз нефтедобытчик Плейнвью не верит ни в кого и ни во что, кроме как в себя самого, то, следовательно, и Бога для него не существует. Бог умер. А раз Бога нет, то и судить его некому. Напротив, роль судьи передана в его собственные руки, и он будет судить жестоко и по всем канонам, так как он – «Всевидящий».

Трейлер экранизации
Филолог, зумер, гедонист
Дарья Понурова
Понравилась статья?

Поделиться статьей:

Made on
Tilda