8 февраля 1996 года Адамсу представилась возможность объявить свою любимую группу непосредственно перед их выступлением в концертном зале Центра Барбикан в Лондоне. Тогда в своей короткой речи он рассказал, как Procol Harum повлияла на его творчество.
«… they had one very very particular effect on my life. It was a song they did, which I expect some of you here will know, called Grand Hotel. Whenever I'm writing I tend to have music on in the background, and on this particular occasion I had Grand Hotel on the record player. This song always used to interest me because while Keith Reid's lyrics were all about this sort of beautiful hotel — the silver, the chandeliers, all those kind of things, but then suddenly in the middle of the song there was this huge orchestral climax that came out of nowhere and didn't seem to be about anything. I kept wondering what was this huge thing happening in the background? And I eventually thought ... it sounds as if there ought to be some sort of floorshow going on. Something huge and extraordinary, like, well, like the end of the universe. And so that was where the idea for The Restaurant at the End of the Universe came from - from Grand Hotel».
«… они оказали огромное влияние на мою жизнь. Прежде всего это носится к их песне Grand Hotel, которую, думаю, некоторые из вас хорошо знают. Как правило, когда я пишу, то включаю фоном музыку, и в тот раз в проигрывателе звучала как раз Grand Hotel. Мне всегда была интересна эта песня, потому что текст Кита Рида рассказывает о прекрасном отеле — обо всем этом серебре, люстрах и прочих роскошных вещах, и вдруг в середине звучит совершенно невероятный, ни на что непохожий, будто бы взявшийся из ниоткуда, оркестровый проигрыш, который по сути является кульминацией всей композиции. Я все время задавался вопросом, что там происходит на заднем плане? И в конце концов, я подумал, что… это звучит так, словно у меня за стенкой идет целый концерт. Это что-то масштабное и немыслимое, ну, вроде конца Вселенной. И вот из Grand Hotel родился «Ресторан в конце Вселенной».
Ну а теперь давайте посмотрим, что же вдохновило писателя на создание продолжения. «Ресторан в конце Вселенной» получился еще более эксцентричным, чем первая часть серии. Нужно сразу сказать, что понятие «конец Вселенной» здесь носит временной, а не пространственный характер, а все потому что… нет, сохраним небольшую интригу и раскроем этот секрет через пару абзацев. Этот научно-фантастический и очень атмосферный роман в действительности менее аллегоричен и не так глубок по смыслу, как первый, однако от этого он не становится менее привлекательным. История космических странствий вновь очаровывает читателей: футуристические технологии, эпатажная сюжетная линия и уже полюбившиеся герои заставляют с головой окунуться в мир межгалактических приключений, почувствовать себя частью невероятного путешествия.
На написание второй части трилогии в пяти частях, как порой называют серию книг «Автостопом по галактике», Адамса вдохновила британская группа Procol Harum, основанная в 1967 году. Со времен записи своего первого сингла A Whiter Shade of Pale Procol Harum записали еще множество треков в различных жанрах от прогрессив-рока до R&B и соула. Дуглас Адамс был большим поклонником их творчества и, как известно, он всегда слушал музыку во время работы над своими произведениями. Так сложилось, что на написание сиквела «Путеводителя» его вдохновила их композиция Grand Hotel.