7 минут чтения

Топ классиков «латиноамериканского бума»

До второй половины ХХ века латиноамериканская литература оставалась на периферии мировой культуры. Объяснялось это, с одной стороны, постоянными политическими распрями, мешающими последовательному развитию всех сфер искусства; а с другой — спецификой мировоззрения. Ведь картина мира и быт народов Латинской Америки категорически отличается от европейской цивилизации — колыбели словесного искусства. Однако в 60-ых годах прошлого века произошел настоящий прорыв: романы молодых писателей в жанре магического реализма потрясли весь мир. В этой статье вспоминаем, какие авторы навсегда вписали латиноамериканскую литературу в мировой культурный контекст.

Ключевые произведения: «Сад расходящихся тропок», «Алеф», «Всеобщая история бесчестья».

Хорсе Луис Борхес предвосхитил взлет латиноамериканской литературы. Он не соотносится с «латиноамериканским бумом» напрямую, но его произведения оказали большое влияние на следующее поколение авторов. Так, в частности, Хулио Кортасар считал его своим наставником и его первый рассказ был напечатан именно в «Проа» - журнале, издаваемом Борхесом. Основные темы его творчества – человеческая память, смерть, одиночество, противоречивость мира, время. Произведения Борхеса похожи на интеллектуальную игру: автор часто прибегает к мистификации, цитируя несуществующие тесты или обращаясь к вымышленным биографиям. Хорсе Луис Борхес 7 раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но так ни разу и не получил ее. Однако это не помешало ему стать классиком не только латиноамериканской, но и мировой культуры.

Хорсе Луис Борхес, Аргентина (1899 – 1986)

Ключевые произведения: «Игра в классики», «62. Модель для сборки», «Вне времени».

Хулио Кортасар считается одним из основоположников «латиноамериканского бума» из-за экспериментального характера своих произведений. Так, например, самый крупный роман писателя — «Игра в классики» — состоит из 155 глав, которые можно прочитать в разном порядке в зависимости от выбора читателя, делая его соучастником творчества. Также Кортасар популяризирует магический реализм — художественный метод, отражающий мировоззрение народов Латинской Америки, в котором магические явления тесно вплетаются в реальную жизнь.

Хулио Кортасар, Аргентина (1914 – 1984)

Ключевые произведения: «Смерть Артемио Круса», «Терра Ностра (Наша земля)», «Старый Гринго».

Романы Карлоса Фуэнтоса посвящены по большей части влиянию политического фона Латинской Америки на становление его народа на примере конкретных людей. Основные темы его творчества — национальная идентичность и история Латинской Америки. При этом писатель продолжает модернисткую тенденцию «латиноамериканского бума», обращаясь в своих тестах к магическому реализму. Кстати, до писательской карьеры Фуэнтос работал дипломатом. Его семья настаивала, чтобы он получил юридическое образование, но Фуэнтос с детства мечтал стать писателем и его мечты сделали его одним из популярнейших романистов Латинской Америки.

Карлос Фуэнтос, Мексика (1928 – 2012)

Ключевые произведения: «Сто лет одиночества», «Любовь во время холеры», «Полковнику никто не пишет».

Пожалуй, в современном мире Маркес является самым известным представителем литературного искусства Латинской Америки. Его роман «Сто лет одиночества» считается вершиной жанра магического реализма. В нем автор демонстрирует гармоничный синтез заземленного быта и телесности с космичностью человеческого существования, что очень точно отражает мироощущение народов Латинской Америки. Используя фольклорно-мифологические мотивы, в романе Маркес метафоризирует цикличность развития всего человечества. Это же подчеркивает нобелевский комитет, присудивший Маркеса в 1982 году «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».

Габриэль Гарсия Маркес, Колумбия (1927 – 2014)

Ключевые произведения: «Город и псы», «Щенки», «Разговор в “ Соборе”».

Ныне живущий писатель «латиноамериканского бума» — Марио Варгас Льоса, — как и Маркес, удостоен Нобелевской премии по литературе. Награда вручена ему в 2010 году «за картографию структуры власти и яркие образы сопротивления, восстания и поражения индивида». Как видно из описания, ключевым лейтмотивом произведений автора были и остаются политические и психологические репрессии, тирания власти, социальная несправедливость. Многие романы Льоса считаются документальными, так как подробно и фотографично описывают жизнь людей на фоне реальных исторических событий. Льоса относится к уже более позднему периоду «латиноамериканского бума», и многие предшественники повлияли на его литературное становление. Так, например, в 1971 году Льос защитил диссертацию по творчеству Маркеса, однако позже нередко оппонировал с ним в политических и литературных дискуссиях.

Марио Варгас Льоса, Перу (род. 1936 г.)

Литература Латинской Америки совсем непохожа на европейскую, отчего может показаться сложной для читателя, незнакомой с фольклором и мифологией латиноамериканских стран. Однако она занимает важное место в мировой литературе именно благодаря своей самобытности и уникальности, а также большому вкладу в философское осмысление человеческого существования.

Филолог, зумер, гедонист
Дарья Понурова
Понравилась статья?

Поделиться статьей:

Made on
Tilda