Banksy: человек-невидимка

5 минут чтения

Бэнкси — один из самых талантливых и таинственных художников нашего времени. В прессе его называют по-разному: то художник-загадка, то человек-«поймай меня, если сможешь», то провокатор и вандал, то гений. Мнений множество и зачастую они диаметрально противоположны, неизменно только одно — с какой стороны ни взгляни, Бэнкси изменил массовое представление об уличном искусстве. Его ироничные,остросоциальные работы, направленные против политики, войны и капитализма, высмеивающие пороки современного общества, сейчас уже известны всему миру.

Но кто он на самом деле? В интернете можно найти множество всевозможных теорий, но вряд ли хоть одна из них достоверна. Мнения расходятся не только в вопросе имени и внешности, но даже относительно того, один это человек или же целая группа уличных художников. Немудрено: ведь последний раз Бэнкси показался журналистам, а именно Саймону Хаттэнстоуну из The Guardian, аж в 2003 году, и с тех пор никто больше не видел его лица. Вот как Хаттэнстоун описывает художника:

Banksy is white, 28, scruffy casual — jeans, T-shirt, a silver tooth, silver chain
and silver earring. He looks like a cross between Jimmy Nail and Mike Skinner
of the Streets.

Белый, 28 лет, одет неряшливо — джинсы, футболка, серебряный зуб, серебряная цепь, серебряные серьги. Выглядит как нечто среднее между Джимми Нейлом и Майком Скиннером из The Streets.

Banksy is white, 28, scruffy casual — jeans, T-shirt, a silver tooth, silver chain and silver earring. He looks like a cross between Jimmy Nail and Mike Skinner of the Streets.

Отдельная загадка – настоящее имя художника. В прессе его называют то Робертом/Робином Бэнксом, то Робином Ганнингхэмом и говорят, что родился он недалеко от Бристоля между 1974 и 1978 гг. Со слов все того же Хаттэнстоуна, увлекаться граффити Бэнкси стал в 14, еще будучи школьником; учебе он никогда не придавал особого значения, поэтому в школе у него часто были проблемы, которые в конечном счете привели к исключению, а впоследствии и к тюремному сроку за мелкие преступления.

Graffiti, he says, made him feel better about himself, gave him a voice. And Bristol had a thriving graffiti culture. "But because I was quite crap with a spray can,
I started cutting out stencils instead".

Граффити, говорит он, помогали ему поднять самооценку, наделяли голосом. И в Бристоле культура граффити как раз процветала. "Но поскольку
я довольно хреново обращался с баллончиком краски, то начал вырезать трафареты".

Существует и немного иная трактовка того, как зародился неповторимый стиль Бэнкси: со временем его задумки становились все масштабнее и сложнее, соответственно, на их воплощение уходило все больше драгоценного времени, и уходить от полиции раз от раза становилось все труднее. Поэтому трафареты он начал использовать для экономии времени. И самый известный из них — крыса. Да, крысы стали своеобразной визитной карточкой художника.

Есть даже забавная версия, почему именно эти зверьки так приглянулись Бэнкси: слово «rat» (крыса) — анаграмма слова «art» (искусство). Получается каламбур: street rat = street art, то есть крыса, оставленная художником, является образцом стрит-арта, или уличного искусства. Однако у словосочетания «street rat» есть другое значение — оборванец: получается своеобразный автограф уличного художника. Кстати, однажды Бэнкси спросили, считает ли он сам себя художником, на что тот ответил:

I don't know. […] I'm using the word vandalism a lot with the show. You know what hip-hop has done with the word 'nigger' — I'm trying to do that with the word vandalism, bring it back.

Не знаю. […] Я часто использую слово "вандализм". Вы же знаете, что
хип-хоп сделал со словом "ниггер" — вот я пытаюсь проделать то же самое со словом "вандализм". Возродить его.

Не знаю. […] Я часто использую слово "вандализм". Вы же знаете, что хип-хоп сделал со словом "ниггер" — вот я пытаюсь проделать то же самое со словом "вандализм". Возродить его.

Сейчас география творчества Бэнкси не ограничивается одним лишь Лондоном, его работы можно найти в десятках городов по всему миру, включая Нью-Йорк, Тель-Авив, Берлин и многие другие. Его работы стали настолько популярны, что особо страстные поклонники даже вырезают граффити прямо из стены, покупают и перепродают их за бешеные деньги. Сам же Бэнкси, кем бы он ни был, не одобряет этого, говоря, что искусство должно быть достоянием общественности.

Нужно сказать, что одними лишь граффити Бэнкси не ограничился. Так, в 2011 году он был номинирован на премию Оскар за свой документальный фильм «Выход через сувенирную лавку» (Exit Through the Gift Shop), рассказывающий об уличных художниках и о стрит-арте в целом. Позднее, в 2015, он создал масштабную инсталляцию «Дисмаленд» (от английского dismal — мрачный, унылый). Этот жуткий аналог Диснейленда был тайно построен на территории заброшенного курорта «Тропикана» в Уэстон-сьюпер-Мэр (Великобритания), и в ходе работ выдавался за декорации для очередного голливудского фильма. Одним словом, добро пожаловать в царство уныния!

Пространство гостиницы Бэнски оформлял совместно с палестинскими художниками, на территории отеля также есть небольшой музей, посвященный истории региона. А самые отчаянные любители стрит-арта могут прямо сейчас забронировать номер в The Walled-off Hotel, это полноценный отель, который и сейчас принимает гостей.

В 2017 году в Вифлееме Бэнкси открыл The Walled-off Hotel (Отель, обнесенный стеной). Отель предназначен для туристов из Израиля, которые хотят увидеть жизнь палестинцев. Но загвоздка в том, что по закону жителям Израиля запрещено посещать палестинские города. В отеле всего 10 комнат, а все окна выходят на глухую стену.

И, конечно, книги. У Бэнкси их на сегодняшний день три: «Бэнкси. Wall and Piece», «BANKSY. Уровень угрозы допустимый. Если нет вы скоро об этом узнаете» - и совсем недавно в России вышла «Планета Banksy». В последней собраны фотографии множества работ как самого художника, так и его последователей, что помогает по-новому взглянуть на его уже повсеместно известные граффити и прочувствовать, как они изменили городские пейзажи по всему миру, какое влияние работы Бэнкси оказали на мировую общественность.

Его сравнивают с Шекспиром, а его искусство называют современной мифологией, окутанной тайнами и идущей рука об руку со скандалом и провокацией. Неудивительно, что мы до сих пор не знаем, кто скрывается под псевдонимом BANKSY; раз уж даже родители не посвящены в эту тайну, то о простых обывателях и говорить нечего.

They [parents] still don't know what I do. […] They think I'm a painter and decorator.

Они [родители] до сих пор не знают, чем я занимаюсь. […] Они думают,
что я художник и декоратор.

Они [родители] до сих пор не знают, чем я занимаюсь. […] Они думают, что я художник и декоратор.

А, по сути, важно ли это вообще? Есть человек, которому не все равно, который заставляет миллионы людей остановиться и задуматься над тем, что происходит вокруг; у него тысячи таких же небезразличных последователей по всему миру, которые кричат и бьют в барабаны: «Эй! Откройте глаза, оглянитесь! Хватит эскапизма! От реальности не убегать нужно, ее нужно создавать!» А имя? Не все ли равно? В конечном счете, имя — это такая мелочь.

Автор статьи
Яна Бишир
Made on
Tilda