Фрида Кало – мексиканская художница с самобытным нравом и трагической судьбой

11 минут чтения

Я пишу себя, потому что эту тему я знаю лучше всего

Мой девиз – постоянно думать о многом, искать многогранность смыслов. И не жалеть сил для их реализации в качестве анимационных образов

Фрида Кало

115 лет назад, 6 июля 1907 года, в солнечном Койоакане на окраине Мехико родилась Фрида Кало, остающаяся и по сей день одной из самых ярких фигур в мире искусства. Но ее блестящая творческая жизнь абсолютно антитетична личной — полной испытаний и драм. В этой статье знакомимся с жизнью художницы через ее собственные автопортреты.

Отец Фриды — Гильермо Кало — был немцем по происхождению и переехал в Мексику, когда из-за прогрессирующей эпилепсии понял, что не сможет продолжать учебу в университете. Фотограф по профессии, именно отец привил Фриде любовь к искусству. Они особенно сблизились после полиомиелита, который маленькая Фрида перенесла в шестилетнем возрасте. Девочка пережила множество операций и подолгу не выходила из дома, из-за чего не заладились ее отношения со сверстниками. На фоне этого отец стал уделять Фриде очень много внимания: научил разбираться в литературе и философии, обучил мастерству фотографии, призывал заниматься физкультурой для укрепления здоровья...

С матерью — Матильдой — Фрида была не так близка. Она описывала ее как «добрую, активную и умную, но вместе с тем расчетливую, жестокую и фанатично религиозную». Помимо Фриды, у супругов Кало было еще три дочери: Матильда, Адриана и Кристина. Позже в своих дневниках атмосферу своего взросления Фрида опишет как «очень и очень грустную». Фрида всегда отличалась бунтарским нравом и сложным характером. В детстве она была сорванцом и сохранила этот детский мальчишеский пыл до конца жизни. Фрида Кало много курила, обожала текилу, сквернословила, была открытой бисексуалкой... И этим страшно цепляла окружающих.

Из-за перенесенного полиомиелита Фрида с раннего детства была слаба здоровьем. Но самая страшная физическая травма, оставившая отпечаток на всю жизнь, случилась с девушкой в восемнадцатилетнем возрасте. Именно это событие изображает художница на картине «Автобус»: на остановке сидят несколько человек, и ни один из них не подозревает, что через несколько минут попадет в роковую автокатастрофу.

Для Фриды последствиями этой аварии стали тройной перелом позвоночника, перелом ключицы и ребер, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленная правая стопа, вывихнутое плечо. А сквозь живот и матку девушки насквозь прошли металлические перила... Целый год Фрида была прикована к постели, а проблемы со здоровьем преследовали ее до конца жизни.

После аварии девушку ждали долгие часы одиночества, когда ходить было невозможно, а двигаться — очень тяжело. Именно этот период можно считать рождением Фриды-художницы. О своем таланте она знала, в детстве даже ходила на занятия по рисованию, но всерьез взялась за кисти только сейчас. Отец сделал ей специальный подрамник, который облегчал движение рук, а над кроватью повесил зеркало — таково было распоряжение Фриды. Картина «Автопортрет в бархатном платье» — первая осознанная работа художницы, положившая начало великому творческому пути невероятной Фриды Кало.


Однако не только физическими трудностями была наполнена жизнь художницы. В 1929 году Фрида выходит замуж за художника Диего Риверу, о котором потом напишет:

В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего

Мой девиз – постоянно думать о многом, искать многогранность смыслов. И не жалеть сил для их реализации в качестве анимационных образов

В страданиях и болезненной привязанности пара проживет вместе всю жизнь, то расставаясь, то сходясь вновь.


Точкой пересечения влюбленных стало не только искусство: оба, и Диего, и Фрида, были страстными приверженцами коммунистической идеологии и состояли в Мексиканской коммунистической партии.

Фрида, кстати, еще с юности была увлечена темой политики и современного социального строя. Учась в элитной школе, где готовили будущих врачей, девушка с компанией единомышленников в 1922 году организовали кружок «Качучас». Однако диссидентским «Качучас» не считался, так как и сама школа проповедовала идеи равенства Мексики и Европы. Именно в этот период Фрида распространяет миф, что настоящий год ее рождения — 1910, а не 1907. Это, по ее мнению, дает ей право называть себя «дочерью революции».

У Фриды и Диего были общие убеждения, взгляды на жизнь, понимание современности. Диего стал первым, кому Фрида показала свои работы. Когда они поженились ей было 22, а ему — 43. Отец Фриды одобрил их союз, так как Диего к тому времени был уже богатым и успешным человеком, а вот мать была против. «Брак голубки и слона» — так она отзывалась о браке дочери.

Почти сразу после свадьбы пара переехала в США, где Диего ждала работа. Жизнь в неродной стране оказала колоссальное влияние на творческую идентичность Фриды Кало. Вдали от дома художница особенно остро почувствовала свою связь с родиной, и с тех пор черпала вдохновение из мексиканского фольклора. Более того, именно в Америке у Фриды оформилась столь узнаваемая сегодня и абсолютно восхитительная манера одеваться: пышные красочные юбки, замысловатые головные уборы, массивные украшения... Такой стиль подчеркивал антиколониальные убеждения художницы. Фрида Кало не признавала моду, навязанную всему миру Европой, ни в одежде, ни в искусстве. На картине «Автопортрет на границе между Мексикой и США» Фрида изображает себя на пьедестале меж двух цивилизаций — живой чувственной Мексикой и душной искусственной Америкой. Подобная концепция прослеживается также в картине «Тут висит мое платье», на которой изображены лучшие блага Нового света. Однако самой Фриды там нет — она на родине, в Мексике. В Америке висит лишь ее платье — предмет неодушевленного мира, которому так поклоняется эта страна. В течение жизни пара несколько раз уедет и вернется в США.

Семейная жизнь практически сразу стала крошить сердце молодой художницы на мелкие кусочки. Диего никогда не отказывал себе в мимолетных удовольствиях и изменял Фриде практически с каждой своей натурщицей, а вспыльчивый и экспрессивный характер девушки не позволял ей смотреть на все это молча. Когда в США Диего закрутил роман с теннисисткой Хелен Муди, в отместку Фрида стала встречаться с их общей знакомой Кристиной Гастингс, а позже, уже на родине, даже со Львом Троцким — российским революционером, снискавшим политическое убежище в Мексике.


Однако самым страшным ударом для Фриды стал роман мужа с ее собственной сестрой — Кристиной. Их связь продлилась около года, и как только это предательство раскрылось, Фрида сразу, в 1939 году, подала на развод. В это время художница пишет картину «Всего лишь несколько царапин!», на которой изображает себя, нещадно истерзанную поступками Диего. Над парой два голубя — черный и белый — олицетворяющие две противоположные стороны любви. Даже рама картины вымазана кроваво-красной краской.


После развода Фриду вновь настигают физические недуги, и долгое время она проводит в больнице. Спустя год, прямо в больнице, Диего вновь делает предложение руки и сердца, которое Фрида без раздумий принимает. В 1940 году пара вновь становится семьей. Однако их семейная жизнь практически не меняется: Диего по-прежнему изменяет. Свое внутреннее состояние Фрида во всей полноте передает в автопортрете «Две Фриды». На картине изображена художница в двух разных нарядах: слева — в европейском свадебном платье, а справа — в тетуанском костюме. У девушек одно сердце на двоих, они держатся за руки, но обе они обречены на гибель, потому что каждую из них отвергает Диего.

Похожий лейтмотив проявляется в автопортрете «Без надежды». Он написан несколько позже, уже в 1945 году, когда у Фриды обострились проблемы со здоровьем и она перенесла еще несколько операций. На автопортрете художница прикована к постели, над ней деревянная конструкция, похожая на подрамник, которым она пользовалась в юности для рисования, а на подрамнике — воронка, кормящая Фриду. «Прочитать» сюжет помогает испанская поговорка «кормить из воронки», которая по смыслу схожа с русской «вешать лапшу на уши». Через воронку Фрида поглощает всю ложь и боль, которой питает ее Диего на протяжении многих лет, но изменить это у нее не хватает ни моральных, ни физических сил.

Не только ветреность Диего омрачала семейную жизнь пары. Из-за слабого здоровья и старой травмы таза (который насквозь проткнуло металлическими перилами во время аварии) Фрида так и не смогла родить ребенка. Еще до развода у нее было две неудачные беременности. Первую пришлось прервать из-за медицинских показаний, а вторая закончилась выкидышем.

После второй беременности Фрида пишет автопортрет «Госпиталь Генри Форда», где изображает себя на больничной койке в луже крови и со слезами на глазах, соединенную красными нитями с шестью символами. Младенец олицетворяет неродившееся желанное дитя; улитка — необычайно длительный процесс выкидыша; модель женских репродуктивных органов — давние проблемы с деторождением; кости таза — поставарийную травму, мешающую рождению ребенка; орхидея — загубленную женственность; грубый железный механизм — бесчеловечность медицинских процедур. А на фоне — бездушные серые заводы Детройта, которые так не похожи на родные пейзажи Мексики (их Фрида Кало часто выбирает фоном своих сюжетов). «Госпиталь Генри Форда» — первая картина за всю историю мировой живописи, изображающая потерю ребенка, глубокую женскую травму, причем со всей ее интимностью и анатомичностью.


Несмотря на тяжелую женскую судьбу, Фрида Кало снискала признание как художницы еще в самом начале творческого пути. Первой картиной, которую увидела публика, был парный портрет «Фрида и Диего Ривера», представленный на выставке женского искусства в США в 1931 году. Полотно получило общественное признание, и Фрида перестала быть просто «миссис Ривера».

В 1939 году Фрида стала сенсацией выставки мексиканского искусства в Париже. Сразу после выставки ее автопортрет «Рама» в свою коллекцию приобрел Лувр. С тех пор мексиканская художница Фрида Кало стала частым гостем на американских и европейских выставках. Сама Фрида говорила, что в семье Ривера она — лучший художник.

Однако первая выставка на родине, в Мексике, состоялась лишь в 1954 году, уже на закате жизни великой Фриды Кало. К этому времени здоровье художницы уже усугубилось до такой степени, что она была прикована к кровати. Однако пропустить открытие своей первой персональной выставки она не могла, поэтому заставила родных притащить ее больничную койку с ней вместе в выставочный зал. Как говорила сама Фрида, она — главный экспонат этой выставки.

А его ответ проповеднику можно расценить, как «Презираю все религии одинаково».

Дэниел, как умело подметили многие критики, в переводе с древнееврейского означает «Бог – мой судья», Плейнвью – дословно «Всевидящий». Достоевский, как мы помним, тоже любил говорящие фамилии…

Но раз нефтедобытчик Плейнвью не верит ни в кого и ни во что, кроме как в себя самого, то, следовательно, и Бога для него не существует. Бог умер. А раз Бога нет, то и судить его некому. Напротив, роль судьи передана в его собственные руки, и он будет судить жестоко и по всем канонам, так как он – «Всевидящий».

Вскоре после выставки Фриде ампутировали ногу, здоровье ухудшалось. Скончалась художница в возрасте 47 лет от острого воспаления легких 13 июля 1954 года в своем «лазурном доме» в Мексике. Сейчас там находится дом-музей художницы.

У родных Фриды были подозрения, что она совершила самоубийство путем передозировки. За 17 дней до годовщины свадьбы с Диего, 12 июля, она сделала ему подарок со словами «Я чувствую, что очень скоро тебя покину». А последняя запись в ее дневнике звучит так: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь…» Однако вскрытия не проводилось, и доказательств эта версия не имеет.


Художественный стиль Фриды Кало искусствоведы характеризуют как наивное искусство и фолк-арт. Сама художница определяла его не иначе как реализм, и очень удивилась, когда Андре Бертон — французский сюрреалистический писатель — отнес ее работы к сюрреализму.

Большое влияние на творческое самосознание Фриды оказало творчество народов доколумбовой Америки: обилие символичных деталей, отсутствие перспективы, яркие цвета все это Фрида наложила на личные реалистичные сюжеты и сформировала самобытный, абсолютно неповторимый стиль.

Самыми распространенными сюжетами полотен Фриды были хрупкость тела, тема смерти, болезнь и боль — все то, что сопровождало ее с раннего детства и до конца жизни. Расцветом творчества Фриды Кало считаются 40-ые годы, когда ее работы были особенно зрелыми и экстравагантными. В 1946 году Фрида пишет картину «Раненый олень», которая на данный момент считается самой известной ее работой.

На ней изображен олень с девятью кровоточащими ранами от стрел. При этом на лице оленя (оно же лицо самой художницы) стоическое спокойствие, с которым Фрида Кало переносила все тяготы жизни.

Филолог, зумер, гедонист
Дарья Понурова
Made on
Tilda