6 минут чтения

Хэллоуин:
5 интересных фактов

Ну что, вы уже вырезали лицо из тыквы? Украсили дом паутиной? Расставили скелеты?

А вы знаете, откуда на самом деле пришли к нам традиции отмечать Хэллоуин? И нет, не из Америки!

В издательстве «Городец» в канун праздника выходит книга французского писателя, поэта и историка Жана Маркаля «Хэллоуин: история и традиции». В ней автор не только подробно объяснит происхождение традиций, окружающих праздник, и проследит его путь от языческих кельтских племен до современности, но и расскажет самые интересные мифы и легенды, окружающие праздник. Из книги вы узнаете, почему в этот день истончается завеса, отделяющая мир живых и Иной мир, и как этим воспользоваться.

Ну а мы, чтобы не быть голословными, тоже немного приоткроем – не завесу в Иной мир, а всего лишь обложку книги – и представим вам несколько фактов из нее.

Происхождение праздника.

Праздник Хэллоуина - наследник кельтского празднества Самайн, который отмечали кельтские племена в ближайшее к 1 ноября полнолуние. Почему? Лето кончалось, и следовало защитить стада коров и свиней — не только источник богатства, но и необходимое условие выживания. После сбора урожая и заготовки сена домашних животных загоняли в хлев. Обеспечив себя необходимым продовольствием, община могла спокойно готовиться к наступлению «черных месяцев».

Как праздновали?

«Все мужчины и женщины, принадлежащие племени, независимо от своего статуса, были обязаны присутствовать на празднестве» <…> «Да не придет король без королевы, вождь без супруги, воин без […], да не придет ни простолюдин без сожительницы, ни трактирщик без спутницы, ни парень без возлюбленной, ни девица без парня, ни неумелый муж».

««Прогульщиков», не явившихся на празднование Самайна, ждала кара: они сходили с ума и умирали. Христианская церковь наказывала тех, кто пропускал воскресную мессу, далеко не так жестоко; бесспорно, они совершали грех, но всякий грех можно «искупить». Самайн —совсем другое дело. При этом важно отметить, что провинившегося наказывали не люди, а высшие божественные силы, с которыми не поспоришь».

Во время праздника «соблюдалась жесткая иерархия во всем, что касалось места за столом и подаваемых блюд и напитков». Так, «особое место готовили также каждому знатному ирландскому господину в зависимости от его ранга и исполняемой службы», женщины же «обычно сидели в отдельном зале». Более того, «на празднике Самайн царил строгий порядок: «Каждого, кто проявит грубость, что-то украдет, ударит другого или схватится за оружие, ждала смерть»». В принципе, гостей просили оставлять оружие за порогом; на время Самайна прекращались все конфликты и ссоры. Слишком воинственно настроенный гость, посмевший нарушить этот закон, должен был заплатить за свою дерзость жизнью; «и только король, и никто иной, имел право его помиловать».

Символизм.

«Праздник сопровождается музыкой, песнями и ритуальными играми (реальными или заместительными жертвоприношениями и разжиганием костров)». Дело в том, что в ночь Самайн «происходит символическое упразднение времени», а «участники вступают в тесный контакт с Иным миром». «В ночь Самайна барьеры между жизнью и смертью теряют непроницаемость, и каждый может беспрепятственно ходить туда и сюда <…> в Ином мире, о котором грезили и который описывали кельты, существовали и добрые, и злые создания, и часто именно добрые призывали на помощь людей, чтобы вместе сражаться против разрушительных сил, угрожавших гармонии «благословенных земель»».

В деревнях считалось, что ночь Хэллоуина принадлежит покойникам. Известно — и многие видели это своими глазами — что мертвецы в эту ночь выходят из могил и спешат в церковь, молиться. Известно также, что несчастные страждущие души, явившиеся из Чистилища и даже из Ада, сплетаются в братских объятиях, а затем выстраиваются цепочкой и двигаются вдоль дорог туда, где когда-то жили, чтобы потребовать от оставшихся в живых молитв и угощения. Бретонская поговорка утверждает, что в эту ночь «в любом доме больше душ, чем
песчинок на морском берегу».

Считалось, что дьявол «в ночь Хэллоуина посылает на землю своих присных с заданием привести с собой как можно больше душ. <…> Каждый человек должен сделать выбор в пользу того или другого лагеря и не поддаться на искушения, которыми его завлекают слуги сатаны. Люди в ночь Хэллоуина надевают жуткие маски, чтобы напугать злокозненных духов — или притвориться, что они «свои».

Смысл праздника.

Как ни парадоксально, но цель праздника — постараться узреть невидимое и в каком-то смысле уничтожить смерть, хотя обычно грань между покойниками и живыми прослеживалась достаточно четко. Пока длился Самайн, люди могли видеть умерших, которые на время утрачивали свой дар невидимости. Те же верования характерны для христианского Дня всех святых, а также для карнавальных обрядов Хэллоуина, хотя и видоизмененных вследствие медленной эволюции духовного сознания кельтских народов первых веков христианизации.

Наверное, детишки, которые, переодевшись призраками, вечером 31 октября обходят соседей, требуя сладостей, фруктов или монетки, очень удивились бы, если бы им сказали, что своими действиями они вносят вклад в спасение заблудших душ. Между тем, символический смысл всех этих веселых карнавальных шествий, бросающих вызов мрачной непреклонности судьбы, именно таков. Дети играют в призраков, это несомненно. Но совсем бессмысленных игр не бывает. Получая что-то от других людей, дети, сами того не понимая, устанавливают символическую связь между двумя мирами — видимым и невидимым. Вот почему в маскараде на Хэллоуин не только нет ничего кощунственного, напротив, он представляет собой сакральный ритуал, корни которого уходят вглубь веков.


Распространение Хэллоуина.

Народный праздник Хэллоуин смог выжить в изолированном пространстве, на северо-западе Европы, в Ирландии и Шотландии. На самом деле он на протяжении долгого времени и не выходил за пределы этого региона и лишь в XIX веке вырвался на волю и начал завоевывать мир, в первую очередь страны англоязычной культуры.

Ключевым событием, бесспорно, стал страшный голод, охвативший Ирландию в середине XIX века, после того как болезнь поразила картофель, служивший ирландцам того времени основным источником пропитания. В результате этого бедствия <…> толпы ирландцев хлынули в Америку, пустили там корни, и многим удалось занять привилегированное положение <…> Ирландцы, а также шотландцы взяли с собой некоторые бытовые привычки и память о древних праздниках, которые старались сохранить, передать детям и распространить в своем окружении. Так во второй половине XIX века в некоторых штатах Америки, особенно с высокой плотностью ирландского населения, параллельно с Днем всех святых, отмечавшимся со всей строгостью католического обряда, начали праздновать и Хэллоуин.

Бешеному успеху Хэллоуина, который мы наблюдаем в наши дни, есть только одно объяснение — американо-кельтская модель идеально совпала с дремавшей коллективной памятью жителей Западной Европы, хранивших воспоминания о старинных ритуалах, которые на протяжении долгих веков подвергались жестокой цензуре и прямому подавлению и терпеливо ждали своего часа, чтобы возродиться во всей красе.

Made on
Tilda