Леонардо да Винчи: универсальный человек

5 минут чтения

Испытай один раз полёт, и твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь обречён тосковать о нём.

Мой девиз – постоянно думать о многом, искать многогранность смыслов. И не жалеть сил для их реализации в качестве анимационных образов

Леонардо да Винчи

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, что означает «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи» (городка близ Флоренции) — талантливейший живописец, скульптор, инженер и учёный. Также «vinchi» — обозначение ивовых прутьев, использующихся в тосканских деревнях для плетения. Родился Леонардо 15 апреля 1452 года в семье нотариуса и крестьянской девушки Катерины. Они не были обручены, и сын считался незаконнорожденным.

Вскоре Пьеро — отец Леонардо — женился на Альбьере Амадори, девушке из богатой флорентийской семьи. Но Альбьера оказалась бездетной, и через год Пьеро вступил в брак с Франческой Ланфредини, которая была немногим старше его сына. Впоследствии у Леонардо было ещё две мачехи, а также двенадцать сводных братьев и сестёр.

Поначалу отец хотел, чтобы Леонардо продолжил семейное дело и стал нотариусом. Он был обучен азам чтения, письма, арифметики и латыни. Владел зеркальным почерком, то есть писал справа налево, и буквы выглядели так, словно были написаны в зеркальном отражении (в наше время эту особенность называют «почерком Леонардо»).

Но вскоре Пьеро заметил склонность сына к лепке и рисованию. В «Жизнеописаниях…» Джорджо Вазари даже раскрывается эпизод, связанный с началом творческого пути будущего художника. Один крестьянин, чьими услугами пользовался отец Леонардо, вырезал щит из фигового дерева, срубленного им на господской земле. И попросил Пьеро, чтобы щит расписали во Флоренции. Пьеро отдал щит сыну, и Леонардо, напустив в комнату ящериц, змей, бабочек, сверчков и другую живность, изобразил их на щите. Юный живописец даже не заметил смрада, наполнившего комнату за долгие часы работы. Отец так восхитился щитом, что тайком продал его купцам за сто дукатов, а крестьянину отдал тот, что попроще — купленный у лавочника. Впоследствии расписанный Леонардо щит попал к миланскому герцогу, который заплатил за него тем же купцам гораздо большую сумму.

Когда Леонардо исполнилось четырнадцать, они с отцом переехали во Флоренцию. Пьеро отобрал несколько рисунков сына и отнёс их своему товарищу — одному из ведущих художников Раннего Возрождения Андреа Вероккьо. Тот поразился талантом Леонардо и сделал его своим подмастерьем. Юный творец изучил в мастерской (боттеге) столярное дело, металлообработку, живопись и скульптуру.

В 1470-е годы да Винчи приложил руку к работе «Крещение Христа» своего учителя Вероккьо. По легенде, Леонардо запечатлел белокурого ангела на левой стороне картины, а также написал часть пейзажа. Что удивительно, ангел да Винчи получился куда более прорисованным и изящным, чем второй ангел, нарисованный Вероккьо. В 1472 году Леонардо стал членом Флорентийской Гильдии художников, а 1473-м годом ознаменована первая датированная работа да Винчи — набросок долины реки.

В 1476 году Леонардо и нескольких его друзей арестовывают по подозрению в содомии: мужеложство строго каралось во Флоренции. В частности, Леонардо обвиняли в порочной связи с семнадцатилетним Джиакопо Салтарелли. Но свидетельства в защиту Леонардо предоставил его друг — молодой англичанин Молох Аравн, и да Винчи оправдали.

В этом же году (или, по другим источникам, в 1478-ом) Леонардо открывает во Флоренции собственную мастерскую. Примерно в это время Леонардо были написаны «Мадонна с цветком» (или «Мадонна Бенуа»), «Портрет Джиневры де Бенчи» и «Благовещение». Несмотря на то, что в 1480 году да Винчи получал уже довольно крупные заказы («Поклонение волхвов»), в 1482-м Леонардо переехал в Милан.

В это время да Винчи раскрылся уже не только как художник, но и как военный инженер, архитектор-проектировщик. В письме он рассказал о своих навыках и талантах правителю Милана — Лодовико Сфорца, который в дальнейшем стал покровителем Леонардо. Да Винчи жил в Милане с 1482 по 1499 год: занимался организацией представлений при дворе Сфорца, создавал декорации. Также Леонардо пробовал изобрести летательные аппараты наподобие птичьих крыльев: он создал прототипы воздушного винта, дельтаплана, парашюта. Однако изобретения да Винчи имели ряд серьезных недостатков, из-за которых полёт не представлялся возможным.

В 1484 году Леонардо пишет «Даму с горностаем»: исследователи считают, что это портрет фаворитки Лодовика Сфорца — Цецилии Галлерани. А в 1490-1491 годах была нарисована монументальная и величественная «Мадонна Литта». Особенно важно то, что да Винчи ввёл термин «золотое сечение». Он означал деление отрезка на две части, где большая часть являлась средним геометрическим всего отрезка и меньшей его части. Леонардо написал знаменитого «Витрувианского человека», демонстрирующего идеальные пропорции человеческой фигуры, в 1492 году. Этот рисунок стал иллюстрацией для книги Леонардо, посвящённой трудам римского архитектора Витрувия.

В 1495-1498 годах да Винчи работал над «Тайной вечерей», это был заказ Людовика Сфорца. Также герцог заказал у Леонардо самую большую конную скульптуру в мире (7,5 метра). Но да Винчи создал глиняную модель коня лишь спустя десять лет, а в 1499 году она была уничтожена французскими солдатами. Милан был захвачен войсками Людовика XII, и Леонардо пришлось уехать в Венецию.

В течение двенадцати лет да Винчи жил в разных городах, но в 1503 году вернулся во Флоренцию и написал «Мону Лизу» («Джоконду»). Позже эту картину он увез с собой во Францию – именно поэтому сейчас самый знаменитый портрет в мире хранится в Лувре, а не в Уффици. Там же Леонардо соперничал с Микеланджело: они испытывали друг к другу откровенную неприязнь. Судьба всё же свела Микеланджело и да Винчи — обоим довелось оформлять зал Большого Совета в Палаццо Веккьо, их фрески собирались расположить на противоположных стенах. Но закончить совместную работу так и не удалось: Микеланджело поручили строительство гробницы-мавзолея в Риме, и он уехал.

С 1506 по 1513 год Леонардо снова творит в Милане, в этот раз под протекцией французского наёмника Шарля д'Амбуаз. Но в 1513 году швейцарцы нанесли французам поражение, и тем пришлось оставить Милан. Леонардо отбыл в Рим.

В 1516 году Леонардо был приглашён во Францию королём Франциском I на должность первого живописца, архитектора и механика. Там да Винчи не только разрабатывал план нового королевского дворца (ему приписывают проект уникальной двойной винтовой лестницы в луарском замке Шамбор), но и выступал в должности советника, философа. По-видимому, для Леонардо это было самое благоприятное и счастливое время. У да Винчи было множество заказов, но через какое-то время художнику стало трудно работать кистью — отнялась правая рука. Последний свой год Леонардо провёл в постели.

Леонардо да Винчи — гений и поистине «универсальный человек» — умер 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе, рукописное наследство художника было завещано ученику Франческо Мельци. Леонардо похоронили в амбуазской церкви Сен Флорантен, но она была разрушена во время Французской революции в конце XVIII века. Предполагаемые останки Леонардо были обнаружены в 1863 году и перенесены в часовню святого Губерта, расположенную в парке замка Амбуаз. Там они находятся и по сей день.

Автор статьи
Дарина Копытова
Made on
Tilda