От истоков инди-рока к live-перфомансу

4 минуты чтения

Пару дней назад группа «Мегаполис» выпустила новый клип — «Ноябрь».

Интересно то, как он снят. С одной стороны, «Ноябрь» состоит из [псевдо]любительских кадров словно из нулевых. С другой — то тут, то там возникают образы музыкантов с картинкой HD качества. Наконец, музыка, ритм и текст песни напоминают эксперименты первых авангардистов.

В общем, «Мегаполис» остаётся верен своей идеологии — создавать не просто музыку, а арт-проекты.

А мы напоминаем о нашем материале, посвященном этому коллективу.

Группа «Мегаполис» была основана в Москве в 1987 году. Справедливо говорить о двух эпохах (между которыми годы молчания) в творчестве музыкантов. Первая началась с самиздатского альбома «Утро» и выступления в ДК Горбунова двух молодых людей: Михаила Габолаева и Олега Нестерова. После удачного дебюта была запись фирмой «Мелодия» их первого альбома, участие в рок-фестивалях.

В девяностых у группы появляются две песни на стихотворения поэтов современников. Это «Новые московские сиртаки» на стихи Вознесенского (стихотворение «Я тебя разлюблю и забуду…») и на стихотворение Бродского «Пятая годовщина» песня «Там», записанная совместно с Львом Лещенко.

В 1999 году Нестеров и Габолаев основывают компанию «Снегири-музыка». Кстати, из этой студии уже в 10-е выйдут такие группы, как «The Retuses» и «Синекдоха Монток». Начиная с самого конца XX века и до альбома «Супертанго» (2010 года) «Мегаполис» был в оцепенении - однако лишь внешнем. За эти годы музыканты изменили свой взгляд на музыку. Это, стало быть, и послужило толчком для новых экспериментов и проектов, причем вполне удачных. По словам Нестерова, его совершенно не устраивал альбомный подход к музыке, потому что он принуждает творить. Поэтому отныне (после альбома «Супертанго») и в будущем музыкант собирается создавать именно арт-проекты, «интуитивную» музыку со стороны исполнителей и подходящую локацию для ее восприятия слушателями.

источник: www.youtube.com

Последний проект группы «Мегаполис» называется «ZEROLINES». Он был выпущен в 2006 году и стал недостающим звеном между творчеством группы в XX и XXI веках. Идея зрела очень долго. Практиковать интуитивные погружения в музыку музыканты начали уже с конца восьмидесятых годов. Музыка текла без конца и начала, без цели, но именно в тот момент рождался ZEROLINES. Нестеров рассказывает, что на рубеже тысячелетий за три года было записано 70 часов музыки, из которых составилось лишь 6 композиций. Вы не услышите их на концерте в клубе, зато вы сможете прочувствовать их в Московском Планетарии. Арт-проект – это не только музыка, это еще и видеоряд, идущий в смыслообразующем тандеме с ней.

источник: www.megapolisband.ru
источник (фотография): www.megapolisband.ru

Песня «Есть» написана на одноименное стихотворение французского поэта, одного из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века, Гийома Аполлинера. Поэзия Аполлинера открывает новые возможности лирического самовыражения, утверждает в поэзии сложную и неожиданную метафоричность, ассоциативность поэтического мышления, раскованность языка поэзии (свободный стих, редукция пунктуации и т.д.). В творчестве Аполлинера проявилась установка на создание поэзии, открытой всему многообразию действительности, языковой многоголосице, отражающей это многообразие, напряженность ритмов. Вместе с музыкой «Мегаполиса» создается поистине нечто широко-пространственное, всеобъемлющее. Голос для этой песни был записан при помощи вокодера. Олег Нестеренко утверждает, что это было найдено «методом тыка», однако, через какое-то время пришло осознание – это голос души: не мужской и не женский, не молодой и не старый.

«Мегаполис» - абсолютно прогрессирующая группа. Ее творчество пережило многое: передел страны, музыкальных эпох, самоидентификацию. Вместе с этим очевидно, что дальнейшие трансформации (или улучшения созданных проектов) обязательно будут. Поэтому будем внимательно следить за жизнью «Мегаполиса».

Автор статьи
Вера Баскакова
Made on
Tilda