Что он курил или чем он болел — вопросы без ответа. Был ли Босх еретиком — тоже вопрос без ответа, однако мы знаем, что он был невероятно популярен, его работы украшали и церкви, и светские жилища, а так как он входил в элиту религиозного братства, которое, вероятно, его работы также высоко ценило и не видело в них ничего еретического, то, наверное, он не был слугой Антихриста (или хорошо скрывался). Но жития святых, истории, где черти пытаются сбить людей с пути истинного с подробным описанием того, как именно они пытаются это сделать, описания видений, представления об аде из священных книг, он знал хорошо, и это отражено в его работах.
Кроме того, в своих картинах он использовал фольклор родных пенат. Так, картина «Воз сена» — поучительная перестройка нидерландской пословицы «Мир — это стог сена: каждый хватает сколько может».
Есть версия, что образы Босха надо трактовать через алхимию, медицину, астрологию и другие популярные в 16 веке науки. Например, историк Лоринда Диксон говорит, что многие архитектурные сооружения на картинах созданы по образу и подобию алхимических сосудов, в которых проводилась трансмутация. Или частый для Босха символ обмана — это перевернутая воронка на голове у мошенника (например, на картине «Извлечение камня глупости»).
А его ответ проповеднику можно расценить, как «Презираю все религии одинаково».
Дэниел, как умело подметили многие критики, в переводе с древнееврейского означает «Бог – мой судья», Плейнвью – дословно «Всевидящий». Достоевский, как мы помним, тоже любил говорящие фамилии…
Но раз нефтедобытчик Плейнвью не верит ни в кого и ни во что, кроме как в себя самого, то, следовательно, и Бога для него не существует. Бог умер. А раз Бога нет, то и судить его некому. Напротив, роль судьи передана в его собственные руки, и он будет судить жестоко и по всем канонам, так как он – «Всевидящий».