Дом Босха
5 минут чтения

Пришли вы домой с учебы, с работы, уставшие и желающие отдохнуть, или просто проснулись и решили порадовать себя мультиком. Заходите в интернет, а там второй сезон «Дома Совы» выходит, значит надо посмотреть (или пересмотреть) первый, освежить свои знания дикой магии и вспомнить (или определиться), в какой ковен хочется вступить и хочется ли вообще. И вот включается видео, начинает звучать опенинг, и на экране появляется Босх. Ну, не сам, конечно, ведь мы даже точно не знаем, как он выглядел, а его создания и пейзажи.

А его ответ проповеднику можно расценить, как «Презираю все религии одинаково».

Дэниел, как умело подметили многие критики, в переводе с древнееврейского означает «Бог – мой судья», Плейнвью – дословно «Всевидящий». Достоевский, как мы помним, тоже любил говорящие фамилии…

Но раз нефтедобытчик Плейнвью не верит ни в кого и ни во что, кроме как в себя самого, то, следовательно, и Бога для него не существует. Бог умер. А раз Бога нет, то и судить его некому. Напротив, роль судьи передана в его собственные руки, и он будет судить жестоко и по всем канонам, так как он – «Всевидящий».

А его ответ проповеднику можно расценить, как «Презираю все религии одинаково».

Дэниел, как умело подметили многие критики, в переводе с древнееврейского означает «Бог – мой судья», Плейнвью – дословно «Всевидящий». Достоевский, как мы помним, тоже любил говорящие фамилии…

Но раз нефтедобытчик Плейнвью не верит ни в кого и ни во что, кроме как в себя самого, то, следовательно, и Бога для него не существует. Бог умер. А раз Бога нет, то и судить его некому. Напротив, роль судьи передана в его собственные руки, и он будет судить жестоко и по всем канонам, так как он – «Всевидящий».

Кипящие острова — мир, куда попадает главная героиня мультфильма Луз Носеда, — расположены в скелете Гиганта и населены эээ... существами всех видов, и если не брать в расчет комедийно-семейный сюжет, забавность и общую дружелюбность персонажей, то обстановка пугающая. Кровь, кости, монстры, тотальный сюр и совы. Появилось это не на пустом месте, а при прямом пособничестве мрачного Северного Возрождения, работ Иеронима Босха в частности, ведь именно этим вдохновлялась Дана Террас при создании своей первой самостоятельной работы «Дом Совы».

Но имеет ли босхианское значение совы какое-то отношение к Иде, Совберту и Хути, то есть к представителям совиных в мультфильме, еще вопрос, а вот похожие пейзажи и анатомия персонажей — это да. И если они взяты у Босха, то чем же вдохновлялся сам магистр ужаса?

А его ответ проповеднику можно расценить, как «Презираю все религии одинаково».

Дэниел, как умело подметили многие критики, в переводе с древнееврейского означает «Бог – мой судья», Плейнвью – дословно «Всевидящий». Достоевский, как мы помним, тоже любил говорящие фамилии…

Но раз нефтедобытчик Плейнвью не верит ни в кого и ни во что, кроме как в себя самого, то, следовательно, и Бога для него не существует. Бог умер. А раз Бога нет, то и судить его некому. Напротив, роль судьи передана в его собственные руки, и он будет судить жестоко и по всем канонам, так как он – «Всевидящий».



А его ответ проповеднику можно расценить, как «Презираю все религии одинаково».

Дэниел, как умело подметили многие критики, в переводе с древнееврейского означает «Бог – мой судья», Плейнвью – дословно «Всевидящий». Достоевский, как мы помним, тоже любил говорящие фамилии…

Но раз нефтедобытчик Плейнвью не верит ни в кого и ни во что, кроме как в себя самого, то, следовательно, и Бога для него не существует. Бог умер. А раз Бога нет, то и судить его некому. Напротив, роль судьи передана в его собственные руки, и он будет судить жестоко и по всем канонам, так как он – «Всевидящий».

Что он курил или чем он болел — вопросы без ответа. Был ли Босх еретиком — тоже вопрос без ответа, однако мы знаем, что он был невероятно популярен, его работы украшали и церкви, и светские жилища, а так как он входил в элиту религиозного братства, которое, вероятно, его работы также высоко ценило и не видело в них ничего еретического, то, наверное, он не был слугой Антихриста (или хорошо скрывался). Но жития святых, истории, где черти пытаются сбить людей с пути истинного с подробным описанием того, как именно они пытаются это сделать, описания видений, представления об аде из священных книг, он знал хорошо, и это отражено в его работах.

Кроме того, в своих картинах он использовал фольклор родных пенат. Так, картина «Воз сена» — поучительная перестройка нидерландской пословицы «Мир — это стог сена: каждый хватает сколько может».

Есть версия, что образы Босха надо трактовать через алхимию, медицину, астрологию и другие популярные в 16 веке науки. Например, историк Лоринда Диксон говорит, что многие архитектурные сооружения на картинах созданы по образу и подобию алхимических сосудов, в которых проводилась трансмутация. Или частый для Босха символ обмана — это перевернутая воронка на голове у мошенника (например, на картине «Извлечение камня глупости»).

А его ответ проповеднику можно расценить, как «Презираю все религии одинаково».

Дэниел, как умело подметили многие критики, в переводе с древнееврейского означает «Бог – мой судья», Плейнвью – дословно «Всевидящий». Достоевский, как мы помним, тоже любил говорящие фамилии…

Но раз нефтедобытчик Плейнвью не верит ни в кого и ни во что, кроме как в себя самого, то, следовательно, и Бога для него не существует. Бог умер. А раз Бога нет, то и судить его некому. Напротив, роль судьи передана в его собственные руки, и он будет судить жестоко и по всем канонам, так как он – «Всевидящий».

Наверное, один из любимых у Босха способов создания сюра (который наиболее часто используется и в мультфильме) — это смешение животного, растительного и архитектурного. Что здания, что существа при близком рассмотрении обнаруживают в себе элементы разных систем. Рыбы с крыльями, птицы с человеческими ногами, здания как будто из розовой плоти с клешнями крабов и какими-то готическими элементами — жутковато. Но это тоже может быть связано с алхимией — а может и нет. Как мы знаем, алхимия основана на трансмутации и трансформации. Может быть, все вот эти образы — результат каких-то экспериментов. Или, может, это тоже способ показать грех, недаром мы говорим: «пьян как свинья», «животная страсть» и т.д. У Босха вообще прослеживается, что мир природы враждебен человеку, опасен для хрупких тела и души.

«Эта история не только про меня. Второго ее героя звали Крыса. В ту осень мы с ним жили в городах, которые разделяли семьсот километров. Книга начинается отсюда, с сентября 1973 года. Это вход. Будет неплохо, если окажется и выход. Если же выхода не окажется, то писать книгу никакого смысла нет». (с)

Интересно, что все в том же «Саде земных наслаждений» есть существо на адской створке, ноги которого из мертвого дерева, голова человека (есть версия, что это автопортрет Босха), а полое яйцо заменяет тело (в котором кто-то чревоугодничает и пьянствует). Возможно, это существо вдохновило Дану Террас на создание самого Дома Совы, ведь мы толком не знаем, кто такой Хути. Вроде был намек, что это демон, который живет в доме, и в одной из серий Луз, Гас и Уиллоу случайно оживляют дом — и у нас есть голова (Хути), ноги птицы (жаль, не деревья) и дом (вместо разбитого яйца) — этакая избушка на курьих ножках. Еще, если смотреть на Кипящие острова, то на первый взгляд — обычная средневековая архитектура, а присмотришься получше — и вот уже из крыши торчат рога, или вместо одной из внешних стен — зубастый рот. Да и опасность природы Кипящих островов заметна невооруженным взглядом, взять хотя бы кипящие дожди или глиняный град. А Крошка Нос не похож на персонажа из левого нижнего угла центральной части триптиха «Страшный суд»? Впрочем, люди видят то, что хотят видеть.

А его ответ проповеднику можно расценить, как «Презираю все религии одинаково».

Дэниел, как умело подметили многие критики, в переводе с древнееврейского означает «Бог – мой судья», Плейнвью – дословно «Всевидящий». Достоевский, как мы помним, тоже любил говорящие фамилии…

Но раз нефтедобытчик Плейнвью не верит ни в кого и ни во что, кроме как в себя самого, то, следовательно, и Бога для него не существует. Бог умер. А раз Бога нет, то и судить его некому. Напротив, роль судьи передана в его собственные руки, и он будет судить жестоко и по всем канонам, так как он – «Всевидящий».

А его ответ проповеднику можно расценить, как «Презираю все религии одинаково».

Дэниел, как умело подметили многие критики, в переводе с древнееврейского означает «Бог – мой судья», Плейнвью – дословно «Всевидящий». Достоевский, как мы помним, тоже любил говорящие фамилии…

Но раз нефтедобытчик Плейнвью не верит ни в кого и ни во что, кроме как в себя самого, то, следовательно, и Бога для него не существует. Бог умер. А раз Бога нет, то и судить его некому. Напротив, роль судьи передана в его собственные руки, и он будет судить жестоко и по всем канонам, так как он – «Всевидящий».

Музыка в мире Босха, как и животное начало, связана с грехом, потому что где музыка, там разврат, и алчность, и прелюбодеяние, и прочие грехи. Тогда встает вопрос, связан ли как-то с адом Ковен Бардов? Хотя, если Кипящие острова и есть ад, то Музыкальный ковен просто составляет адские саундтреки. Или, может, здесь это родство музыки и греха проявляется так: (спойлер) несколько человек из ковена — бунтари, восстающие против режима, то есть они хотят изменить и предотвратить то райское, к которому стремится империя, таким образом как бы греша против бога-Бэлоса.

А его ответ проповеднику можно расценить, как «Презираю все религии одинаково».

Дэниел, как умело подметили многие критики, в переводе с древнееврейского означает «Бог – мой судья», Плейнвью – дословно «Всевидящий». Достоевский, как мы помним, тоже любил говорящие фамилии…

Но раз нефтедобытчик Плейнвью не верит ни в кого и ни во что, кроме как в себя самого, то, следовательно, и Бога для него не существует. Бог умер. А раз Бога нет, то и судить его некому. Напротив, роль судьи передана в его собственные руки, и он будет судить жестоко и по всем канонам, так как он – «Всевидящий».

А что сова? У Босха совы — это далеко не тот привычный для нас символ мудрости. Но так было не только у него, совы во времена Босха значили ночь, опасность, жестокость (хищники), служение злу, а еще хитрость и иноверие (особенно часто иудаизм). В «Саде земных наслаждений» сов несколько, но самая заметная, наверное, на райской створке: смотрит на нас из черного окна странного розового строения, то есть рай не так уж чист, у нас уже есть что-то темное и зловещее в лице совы (а еще кошки, которая поймала мышь справа внизу, то есть уже есть смерть). Сова выглядывает из емкости на поясе мошенника на картине «Фокусник». Сова смотрит на грешников, плывущих на «Корабле дураков». Если вдруг столкнетесь с Босхом, поищите сову. Она там есть. А если нет, то это тоже что-то значит. Или нет, точно сказать нельзя. Может ли этот символизм присутствовать в «Доме Совы»? Почему нет? Все-таки Ида (Совиная Леди) — опасная, разыскиваемая преступница, еретичка (если можно так сказать), которая не желает подчиняться никакому ковену, дикая ведьма в раю подконтрольной магии, который хочет видеть император Бэлос (или делает вид, что хочет видеть). Если все-таки Хути окажется демоном, то опять получается отсылка ко злу. Да и Сова внутри Иды — это проклятье, а не дар (с которым, правда, можно поладить, но все-таки).

А его ответ проповеднику можно расценить, как «Презираю все религии одинаково».

Дэниел, как умело подметили многие критики, в переводе с древнееврейского означает «Бог – мой судья», Плейнвью – дословно «Всевидящий». Достоевский, как мы помним, тоже любил говорящие фамилии…

Но раз нефтедобытчик Плейнвью не верит ни в кого и ни во что, кроме как в себя самого, то, следовательно, и Бога для него не существует. Бог умер. А раз Бога нет, то и судить его некому. Напротив, роль судьи передана в его собственные руки, и он будет судить жестоко и по всем канонам, так как он – «Всевидящий».

А его ответ проповеднику можно расценить, как «Презираю все религии одинаково».

Дэниел, как умело подметили многие критики, в переводе с древнееврейского означает «Бог – мой судья», Плейнвью – дословно «Всевидящий». Достоевский, как мы помним, тоже любил говорящие фамилии…

Но раз нефтедобытчик Плейнвью не верит ни в кого и ни во что, кроме как в себя самого, то, следовательно, и Бога для него не существует. Бог умер. А раз Бога нет, то и судить его некому. Напротив, роль судьи передана в его собственные руки, и он будет судить жестоко и по всем канонам, так как он – «Всевидящий».

Забавно еще то, что не только совы несут зло, другие птицы тоже не были святыми, среди них и олицетворения сплетников, и клеветничество, и проституция, и так далее. А императорские стражи носят птичьи маски. Если мы решаем, что это совиные маски, то они слуги тьмы и Дьявола, а если какие-то еще птичьи, то тоже ничего хорошего, хотя стражи, конечно, в целом забавные. Все мы любим Стива. Если вы не любите Стива, вы не знаете Стива.

Вот и получается, мультик с рейтингом 12+ использует образы, над которыми уже не первое столетие бьются великие (и не очень) умы. Гигантское поле для поиска отсылок, построения теорий и написания фанфиков (по желанию). Чем больше смотришь, тем больше видишь — или думаешь, что видишь. И что же увидите вы?

А его ответ проповеднику можно расценить, как «Презираю все религии одинаково».

Дэниел, как умело подметили многие критики, в переводе с древнееврейского означает «Бог – мой судья», Плейнвью – дословно «Всевидящий». Достоевский, как мы помним, тоже любил говорящие фамилии…

Но раз нефтедобытчик Плейнвью не верит ни в кого и ни во что, кроме как в себя самого, то, следовательно, и Бога для него не существует. Бог умер. А раз Бога нет, то и судить его некому. Напротив, роль судьи передана в его собственные руки, и он будет судить жестоко и по всем канонам, так как он – «Всевидящий».

Автор статьи
Евгения Габдрахманова
Made on
Tilda