«Последнее королевство» Бернарда Корнуэлла

5 минут чтения

В основе одного из лучших художественно-исторических сериалов последних лет - «Последнее королевство» - лежит цикл захватывающих романов Бернарда Корнуэлла «Саксонские хроники». Никогда еще история о становлении государственности не имела такого привлекательного героя.

Английский писатель Бернард Корнуэлл многим известен как автор книг про стрелка Шарпа - помните, была такая серия фильмов? Зеленый мундир с серебряными пуговицами, белая сорочка со стоячим воротничком и юные девы, которые не могут устоять перед брутальным обаянием молодого Шона Бина (и мы их отлично понимаем).

В 2015 году Netflix решил экранизировать еще одну серию романов Корнуэлла - «Саксонские хроники». Серия состоит из (пока) 13 романов, первый из которых - «Последнее королевство» - и дал название сериалу. Уже вышло 4 сезона, на 2021 год намечена премьера пятого.

Корнуэлл в своих романах дает совершенно однозначный ответ на вопрос о роли личности в истории: да, внешние обстоятельства - это все, конечно, важно, но непонятно, когда произошло бы объединение Уэссекса, Мерсии, Восточной Англии и Нортумбрии, если бы не железная воля и целеустремленность короля Альфреда Великого. Его несгибаемый дух, хоть и заключенный в слабом, болезненном теле, подчиняет себе и мятежных олдерменов, и враждующих полководцев, и даже более сильных в военном плане викингов. И опирается Альфред во многом на самого строптивого и непокорного из всех - главного героя цикла, Утреда из Беббанбурга. Открытый язычник при христианском дворе Альфреда, не желающий подчиняться христианскому королю и вступающий с ним в открытую конфронтацию, Утред, тем не менее, становится одним из главных орудий Альфреда.

Он талантливый полководец и стратег, он мастерски пользуется военными хитростями и умеет играть на слабостях и суевериях противника - и хотя его воспитали викинги и он сам чувствует себя почти одним из них, он всю жизнь против собственной воли и иногда даже против личных симпатий борется за идею Альфреда о едином саксонском государстве. Несмотря на свою свирепость, даже жестокость, несмотря на неизменную приверженность к язычеству, которое на его глазах теряет позиции перед энергичной молодой христианской религией, несмотря на неприязнь к Альфреду - Утред склоняется перед целеустремленностью и волей своего короля и не может отказать ему в уважении и подчинении. Он понимает, что упрямство Альфреда сродни его собственному - а возможно, и превосходит его. Альфред стремится к единой Англии - Утред к обладанию своим родовым замком. Альфред умирает, видя лишь частичное осуществление своего великого замысла и надеясь на помощь бога и Утреда в том, чтобы этот замысел не погиб после его смерти. Утред получает желаемое и все же становится владельцем Беббанбурга, который у него в детстве отнял вероломный дядя, хотя к этому моменту он сам уже почти старик. Но в те времена люди верили в достижение целей не только для себя, но и для тех, кто придет после, и сама мысль о том, что он сможет передать Беббанбург сыну, а тот - своему сыну, успокаивает пожилого лорда - подобно тому, как мысль об объединенной Англии, которой будут править потомки Альфреда, помогает королю спокойно закрыть глаза в последний раз.

1982 год, написана и издана на бумаге «Охота на овец». За последующие шесть лет Харуки Мураками напишет «Страну Чудес без тормозов и Конец света» и «Норвежский лес», но история Крысы и безымянного переводчика все еще будет плотно сидеть в его голове и сердце.

«Дэнс, дэнс, дэнс» подводит под историей Крысы черту, завершает ее и тем самым освобождает от себя писателя. Герои развиваются дальше, меняют себя и все вокруг себя, «вытанцовывают» из себя тех, кем должны быть.

Танцуй и не останавливайся; танцуй, пока играет музыка; танцуй очень здорово. Ведь именно в танце раскрывается душа.

фото: www.bookprose.ru

И нельзя, конечно, не упомянуть еще одного важного персонажа цикла - леди Этельфлед, дочь Альфреда. Сейчас, по прошествии более тысячи лет, уже невозможно с точностью утверждать, насколько Этельфлед-героиня романов Корнуэлла близка к своему историческому прототипу - но она совершенно точно была выдающейся личностью для своего времени. Она в одиночку, без мужа, стала королевой Мерсии (по сюжету романов на трон ее, разумеется, посадил Утред), она сыграла одну из ключевых ролей в объединении Уэссекса и Мерсии, она, собственно, была гораздо более сильным правителем, чем ее брат, законный наследник Альфреда - ну и она, конечно же, не скрывала своей внебрачной связи с Утредом - и хотя эта деталь, скорее всего, полностью вымышленная, все же она добавляет еще больше независимости и силы ее образу.


Друзья, читайте романы Корнуэлла из саксонского цикла и смотрите выдающийся сериал «Последнее королевство» - вы не пожалеете.

Автор статьи
Мария Андрюкова
Made on
Tilda