«Власть пса»: вестерн о пронзительной жестокости

7 минут чтения

Значимый фильм прошлого года. И один из самых неоднозначных. Премьера «Власти пса» состоялась на Венецианском кинофестивале, где Джейн Кэмпион взяла «Серебряного льва» за лучшую режиссуру, а критики сразу же окрестили ленту лидером наградного сезона. Зрители смогли познакомиться с драматическим вестерном под занавес 2021 года на Netflix, и их оценки оказались не так хвалебны. Из чего же собран первый за 12 лет полнометражный фильм новозеландской постановщицы, вызывающий такую противоречивость мнений?

«Власть пса» — экранизация одноимённого произведения Томаса Сэвиджа. В центре сюжета два брата, владеющие крупным ранчо в Монтане. Фил (Бенедикт Камбербэтч) — холодный и грубый ковбой, Джордж (Джесси Племонс) — вежливый и слабовольный тюфяк. Их привычный уклад жизни меняется, когда Джордж женится на вдове Роуз (Кирстен Данст), у которой подрастает сын Питер (Коди Смит-Макфи). Непростые отношения в семье становятся ещё более натянутыми и запутанными. Книга вышла в 1967 году, её тепло встретили критики, но популярной среди читателей она не стала. Истинное признание пришло лишь с переизданием в 2001 году, и с тех пор роман считается классикой.

Права на экранизацию долгое время переходили от одних кинематографистов к другим, пока не попали в руки Кэмпион. Постановщица обещала не сильно отходить от оригинала, концентрируясь на раскрытии характеров героев. И по большей части ей это удалось. Она воссоздала смену эпох (действия разворачиваются в 1925 году) и сохранила леденящую атмосферу произведения, позволяя себе лишь небольшие изменения и пропуски в сюжете. В фильме переплетены несколько эпизодов, которые в книге происходили отдельно друг от друга, отношения между некоторыми героями искажены, какие-то важные книжные персонажи упоминаются лишь вскользь. Например, в фильме практически отсутствует сюжетная линия с первым мужем Роуз, которая в романе добавляла мотивацию в действия героев, делая персонажей более яркими и глубокими. Но, в целом, даже с такими отступлениями Кэмпион удалось сделать ленту целостной, а персонажей — колоритными.


Над фильмом трудилась целая плеяда профессионалов. За камеру отвечала Эри Вегнер, работа которой по-настоящему завораживает. Новозеландские пейзажи (именно там проходили съёмки) она умело превращает в живописные декорации Монтаны. Изобилие дальних и средних планов выразительно передаёт красоту здешних мест и пунктиром прочерчивает сопоставление человека и природы. Крупные планы Эри использует значительно реже (прежде всего в очень эмоциональных сценах), за счёт чего эффект от них только усиливается. Выбор цветовой палитры задаёт тревожное настроение картины, которое приумножает и звуковой ряд. Музыку для фильма сочинил Джонни Гринвуд — гитарист группы Radiohead. С первых минут его композиция зарождает щемящее беспокойство, нарастающее с каждой нотой. Актёрский ансамбль тоже держится крепко, и никто не теряется даже на фоне сильного выступления Камбербэтча.

Сравнения ленты с «Горбатой горой» и «Землёй кочевников» невольно напрашиваются из-за содержательного и визуального сходства и темпа самого повествования. Но в картине Энга Ли неспешность сюжета компенсировалась пронзительностью чувств между главными героями. Работа Хлои Чжао размеренно погружала в медитативное состояние. Во «Власти пса», несмотря на все преимущества, именно тягучесть развития событий обращает на себя внимание в первую очередь. В ней-то и вязнут все предвестники надвигающейся беды, которые создатели скрупулёзно расставляли с помощью художественных средств. Поэтому картина сильно выматывает и утомляет.

Название фильма — цитаты из библейского псалма. По всей видимости, это один из ключиков к разгадке смысла фильма, наталкивающий на массив рассуждений: о жестокости, которую проявляют все персонажи к себе и другим; об общественном гнёте, который до сих пор не даёт многим проявлять себя; о праве мужчины на ранимость и нежность. «Власть пса» действительно та лента, которую необходимо «дособирать» после просмотра. Но не у многих найдутся силы на поиск глубоких заложенных смыслов и рефлексию увиденного.

Автор статьи
Александра Бодорина
Made on
Tilda