Рецензия
на «Гордость» Иби Зобои

6 минут чтения

Реки текут. Стоячая вода бывает
только в выгребной яме, mi amor!

Мой девиз – постоянно думать о многом, искать многогранность смыслов. И не жалеть сил для их реализации в качестве анимационных образов

Где было издательство Popcorn Books, когда я была подростком? Конечно, ничего не мешает читать их чудесные книги сейчас и «закрывать гештальт». Собственно, этим я и занимаюсь. А что может быть лучше, чем закрытие подростковых гештальтов с помощью ретеллингов великой и могучей классики. Итак, «Гордость» Иби Зобои переносит сюжет «Гордости и предубеждения» Джейн Остин в современный нам Бруклин.

Kрутое граффити в Бруклине. Источник: unsplash.com

Тридцать глав линейного рассказа про лето одного района. В тридцать глав уместилось и про семью, и про любовь, взросление, переходные этапы, словами через рот, проблемы расизма, какие-то этнические вещи — от еды до богов, — и музыка, много музыки, ОЧЕНЬ много музыки. С первых страниц в тебя кидают названиями разных музыкальных инструментов и описаниями звуков этнических барабанов, так что лезешь на YouTube и проникаешься атмосферой.

Язык простой, из-за того что повествование идёт от первого лица, лица главной героини из бедного района, в самом тексте есть сленговые элементы, иногда я от них морщилась, но они оправданы и передают атмосферу. Читается очень быстро, при желании и наличии свободного времени можно за день осилить, к тому же повествование не затягивается и идет довольно динамично, и даже когда событий как таковых нет, есть какое-то эмоциональное напряжение, которое держит твой интерес. Прозаический текст перемешан со стихами, которые пишет главная героиня. Это, кстати, тоже добавляет музыкальности.

Бруклинский мост. Источник: unsplash.com

Про «как» немного поговорили, теперь — «что». Очень много что, на самом деле. Во-первых, как и в «Письмах к моей дочери» Майи Анджелу, поднята тема расизма. Все еще тяжелая тема для моего понимания, и мне странно видеть подобные ситуации. Это выглядит очень неправильно и чужеродно, что люди не чувствуют себя где-то комфортно или безопасно из-за цвета кожи. Рука об руку с этой темой идет проблема социального расслоения, богатых и бедных, и что неважно, к какому «классу» ты принадлежишь, надо стараться быть хорошим человеком. А объединяются эти темы еще и тем, что есть вещи, которые мы не выбираем, и надо с гордостью нести себя вперед, и ни перед кем не извиняться за то, какой ты есть.

Романтика в Бруклине. Источник: unsplash.com

Дальше, взросление и кризисные периоды. Окончание школы и поступление, переезд из родного дома, смерть близкого человека, новые отношения, изменения, которых ты не ждал. Человеческий организм и психика устроены так, что нами стабильность и «стоячая вода» воспринимаются проще, потому что на приспособление к новым условиям и создание новых нейронных связей мы затрачиваем кучу энергии. Но, как написано в этой чудесной книге, жизнь — не болото, а река. Все будет меняться, и порой это дьявольски сложно принять. И вот все тридцать глав главная героиня учится принимать изменения как в себе, так и вокруг.

Помогают справится с бурями реальности близкие люди. Взаимоотношения в семье составляют огромную часть книги. Причем часто под «семьей» подразумевается не только семья биологическая. Не могу отвечать за всех, но, наверное, большинство людей живут в семьях из 3-5 человек, а тут семья главной героини состоит из 5 девочек и родителей. Ладно, одна сестра учится в вузе и дома постоянно не живет. 6 человек. Постоянно вместе, не без ссор и скандалов, но все равно семья — это место безопасности, место, куда хочется вернуться. Как и должно быть.

И снова граффити в Бруклине. Источник: unsplash.com

Любовные линии... подростковые. Словами прямо никто не говорит, коммуникация из чата вышла. Мысль кто будет заканчивать? Слушать человека кто будет? Но зачем, если можно сделать свои выводы и всё. И, конечно, навеки вместе. Наверное, всё это нормально для подростковых романов. У меня главная ветка вызвала бурю эмоций, но мне просто надо было любви. Мне дали любви. По крайней мере влюбленности точно. Уже неплохо. Глазами главной героини мы видим, как зарождается и сидит внутри чувство, я бы почитала ту же историю глазами второй стороны, потому что там понятно меньше, особенно учитывая, как он себя иногда ведет.

Кстати, об участниках основной любовной линии. Главная героиня может не понравиться. Она очень резкая-дерзкая, ведет себя так, как будто всё знает и понимает, как будто она самая взрослая и видела жизнь, но все это, кажется, из-за того, что она просто боится изменений. Часто лезет, куда не просят, и ей об этом напоминают. Но! Что мне очень в ней понравилась — она может защитить себя и знает себе цену. Готова на все ради своей семьи. Похожа ли она на Элизабет Беннет? Ну, мне Элизабет нравилась больше.

Кадры из экранизаций «Гордости и предубеждения» 1995 и 2005 годов

А вот к Дарси, тому, что из 19 века, сейчас я отношусь неоднозначно. И Дарси из «Гордости» сначала мне не понравился. И потом тоже не понравился. Но понравился. Я не знаю, он с одной стороны хороший, и вроде местами заботливый, и милый, и сладкий, обаятельный. Он хороший, правда. Не особо кичится богатством, хотя иногда брезгливо относится к новому месту жительства и новым соседям. И защищать свою пассию готов. Но! В отличие от главной героини, он не может защитить себя. Даже не пытается. Почему? Его поведение тоже иногда... ну такое. Мальчики и девочки, если вы куда-то идете вдвоем, будьте добры не бросать друг друга в одиночестве. И, мои хорошие, не должно ваше восприятие себя и ваше поведение меняться из-за людей вокруг. Понятно, что в разных компаниях мы ведем себя по-разному, но остаемся собой так или иначе (если вам надо притворяться кем-то другим, уходите), Дарси же... как будто разные люди. Но мы видим его глазами главной героини — и может все не так плохо.

Стрит-арт в Бруклине. Источник: unsplash.com

Сестры, родители и Мадрина (лучший персонаж книги, честное слово, она как бабушка Моаны или Мулан, как Мама Оди из «Принцессы-лягушки»), все жители района, где происходят события, такие самобытные, хотя и не меняются на протяжении повествования. Семья Дарси и их окружение почти не показаны, но и необходимости в этом нет. Всех персонажей ровно столько, сколько их нужно для раскрытия основных персонажей. Странно оборвалась ветка Уоррена (первого ухажера главной героини), потом снова появилась на мгновение, и снова пропала. Странно, потому что тысячу раз нам напоминают, что в месте, где живут герои, все всё знают и обсуждают, и никуда тебе от этого не деться. Но эта часть сюжета закрывается очень тихо. Как будто и не было ничего. Как будто выкини эту ветку — и содержание книги не пострадает. Странно пару раз всплыло, что Дарси художник, и ушло в никуда. Зачем?

Бруклинский мост. Источник: unsplash.com

В общем, книга рассчитана больше на подростковую аудиторию, но это не значит, что нельзя побаловать подростка, живущего в душе у каждого. Даже если вас не порадует любовная история, в целом атмосфера невероятная, похожа на какое-то островато-сладкое и дико вкусное блюдо. Правда, часто приходит и машет ручкой испанский стыд... как будто хочешь влезть в книгу и: «подруга, какого черта?». На ночь не рекомендую, очень будоражащее чтиво. Как только закончите читать, включите что-то из музыки, на которую есть отсылки в книге, и примите благословение Ошун.

Филолог, гик и дева по знаку зодиака
Евгения Габдрахманова
Made on
Tilda