5 минут чтения

Рецензия на роман «Пищеблок»

Пионеры – вампиры.

Нужно ли знать что-то большее? После прочитанного выше следует подскочить на месте и пулей лететь в ближайший книжный за экземпляром «Пищеблока», который написал выдающийся отечественный автор Алексей Викторович Иванов.

Конечно, мы уже давно знаем, что Иванов – писатель разноплановый.
Из-под его пера вышли такие книги, как «Сердце Пармы», «Общага-на-Крови», «Ненастье». Особняком, конечно, стоит роман «Географ глобус пропил», по которому сняли одноименный фильм с Константином Хабенским в главной роли. Но вампирская тематика в пионерском лагере Советского Союза – это нечто мозговыносящее, причем в самом лучшем смысле слова.

«Пищеблок» не претендует на высокие интеллектуальные вершины, но это захватывающее, увлекательное чтение. К тому же время от времени щекочущее нервишки. В книге нет глубинного подтекста и двойного дна, скрытого смысла также искать не стоит. Стоит просто погрузиться в восхитительно сотканную историю, отсылающую нас в олимпийский год, когда всем известный Мишка махал лапой гостям со всего света.

«НЕ-ТЕКСТ» рассказывает о необычном романе известного писателя Алексея Иванова «Пищеблок». Вампиры в советском пионерском лагере - вряд ли до этого вы читали что-то подобное, а потому предлагаем ознакомиться с нашей рецензией!

Тем летом в лагерь отправился мальчик по имени Валерка. Простой пацан – такой же, как все. Может быть, чуть умнее, но это из-за очков. Парнишке предстоит провести все лето в компании ему подобных сорванцов и попытаться найти приключений на свою пятую точку.

В тот же лагерь прибывает филолог Игорь - проходить педагогическую практику. Цели юноши более прозаичны: найти себе девчонку, провести с ней несколько незабываемых вечеров, кое-как отработать смену да вернуться обратно в город.

Судьбы наших героев переплетаются, когда Валерка попадает в отряд, где заведует Игорь Александрович, сокращенно Горь Саныч. Поначалу все идет своим чередом: детишки присматриваются друг к другу, а Игорь присматривается к девочке, на которую положил глаз. Сюжет неспешно погружает читателя в атмосферу олимпийского лета на берегу Волги, пока Валерка вдруг не понимает, что вокруг него шастают самые настоящие вампиры! Вскоре к тому же выводу приходит и Игорь, после чего наши герои объединяются, превращаясь в некое подобие Ван Хельсинга и его маленького помощника.

Несмотря на то, что в сюжете присутствуют дети-вампиры, это совсем не значит, что Алексей Иванов опускается в трэш, описывает нечто табуированное или запрещенное, проводит сомнительные или неуместные параллели и аллегории: от детства до политики. Но это не так. Роман - не политическая сатира, а страшилка, по-дружески рассказанная у костра.

Приключения как бы делятся на две части и рассказываются то от лица Валеры, то от лица Игоря. Соответственно, персонажи контрастны: у каждого свои жизненные взгляды (в силу прожитых лет), цели нахождения в лагере, мотивация к действию и взаимоотношения со сверстниками. Как только один персонаж приедается, ему на смену приходит другой. Иванов четко выдерживает пропорции, и чтение не утомляет.

О сюжете более подробно говорить нет смысла, следует поговорить о другом. Например, о крутой атмосфере, в которой красочно воссоздан дух праздника, к которому как будто причастен каждый человек. Помимо эпохи следует отметить и всю «пионерскую тематику» с поднятием флага каждое утро, с кричалками, с различными кружками, от которых пионеров уже тошнит и, конечно, с духом коллективизма – куда же без него в СССР!

Отдельного упоминания заслуживает язык, на котором общаются подростки. Он максимально точен, емок и правдоподобен. По ходу развития истории в диалогах встречаются забавные ругательства, нетривиальные словообразования, по-детски наивные присказки да прибаутки. Чего уж говорить о страшилках и суевериях, рассказанных старшаками.

Не стоит ожидать от романа жести в духе Стивена Кинга – ничего подобного читатель не получит. Конечно, на страницах встречаются эпизоды, пробирающие до костей, но в основном писатель действует своими оригинальными методами.

В целом же «Пищеблок» – прекрасное, ни к чему не обязывающее чтение. С такой книгой в руках приятно «обнуляться» вечером, ее легко читать в дороге или в свободное время. Роман быстро затягивает и не отпускает до конца – просто, но со вкусом изложенная история заставляет раз за разом переворачивать страницу. Объем позволяет “проглотить” роман за вечер, в крайнем случае за два.

Кто-то читая «Пищеблок», вспомнит свое детство. Остальные посмотрят, как проводили три летних месяца их родители много лет назад. Каждый найдет в романе мотивы по душе, потому что он максимально универсален. Но это не значит, что «Пищеблок» лишен определенного шарма, собственного лица.

Лицо у «Пищеблока» есть, и оно ехидно нам улыбается, скаля вампирские зубки.

Автор статьи
Александр Толмачев
Made on
Tilda