Вряд ли Шекпир создавал этот архетип сознательно. Возможно, что в конце XVI века возник некий «социальный запрос» на изменение паттерна любви. Одаренные люди всегда очень чувствительны к подобного рода общественным скрытым тенденциям. Как выглядел этот любопытный конструкт до Шекспира?
Физиологическое влечение (страсть и секс, если повезет) + страдание от неразделенности + общественное порицание + наказание в прямой или косвенной форме. Убийство или самоубийство.
Проявление любви, по большей части, в языковой или эмоциональной форме носило характер внутреннего монолога и, соответственно, личного внутреннего переживания. Никакого взаимообмена эмоциями мы там не видим. Хороший пример тому - «Божественная Комедия» Данте (XIV век), в которой, на мой взгляд, личная платоническая страсть (полностью односторонняя) автора к девочке Беатриче мешает связному повествованию. Классическая дошекспировская любовь). Кстати, в этом же произведении Данте он упоминает о двух враждующих кланах в Вероне, где отношения мальчика и девочки привели к трагедии. То есть история эта была известна задолго до Шекспира. Банделло, Да Порто, Сэндлер за несколько десятков лет до его рождения описывали этот сюжет. Не скажу, что удачно. Подход у них был совершенно античный. Сумбурные страсти, нераскрытые взаимоотношения, скупые и неяркие образы.