Тимур Бекмамбетов представил свою новую книгу на ярмарке Non/fiction

5 минут чтения

Тимур Бекмамбетов придумал перенести все действия фильма на экран гаджета и подарил название новому формату кино — скринлайф. На это его вдохновил голливудский триллер «Убрать из друзей», снятый в 2015 году. После Бекмамбетов спродюсировал несколько фильмов и сериалов в формате скринлайф: среди них «Профайл» и «Поиск». Во время карантина многие онлайн-платформы активно задействовали этот новый жанр кинопроизводства, и довольно успешно. Например, проект Константина Богомолова для платформы Star «Безопасные связи» или скринлайф-сериал «Кинопоиска HD» и режиссера Александра Молочникова «Беезумие».

Книга Тимура Бекмамбетова «Скринлайф. В поисках нового языка кино» вышла в издательстве «Альпина». Соавторами учебника по новому языку кино выступили кинокритик и главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов и редактор раздела кино еженедельника «КоммерсантЪ-Weekend» Константин Шавловский.

Презентация книги и встреча с автором прошла в онлайн-формате: большая голова Тимура вещала в амфитеатре гостиного двора, где прошла книжная ярмарка Non/fiction. Модератором разговора о новом языке кино и книге режиссера выступил кинокритик и член редколлегии журнала «Искусство кино» Егор Беликов.


Screenlife буквально переводится как «жизнь на экране» – смартфона, разумеется. Скринлайф — это новый формат киноязыка, в котором повествование полностью ведется с экрана гаджета и радикально меняет восприятие фильма аудиторией. Произведение искусства (в данном случае, фильм) становится цифровым настолько, насколько только можно себе его представить. Таким образом, между зрителем и произведением искусства исчезает дистанция – «четвертая стена».

Когда зритель смотрит скринлайф-фильм, то не воспринимает его как классическое кино – он полностью отождествляет себя с тем, что происходит на его десктопе или экране смартфона. Кино можно назвать коллективным сновидением, гипнотическое воздействие которого позволяет зрителю раствориться в предмете искусства. Скринлайф же вовлекает не только сознание зрителя, но и его самого, не давая выйти из экранного гипноза.

Автор книги и модератор беседы называют книгу учебным пособием по съемке скринлайфа. «Поразительный учебник» Тимур Бекмамбетов написал при участии всех, кто когда-либо делал с ним screenlife-картины. Книга рассказывает о том, как создать кино на экране гаджета от идеи и сценария до съёмок и монтажа. Режиссер подчеркнул, что «никто не знает, как нужно делать. Наш учебник — это наш опыт». Формат screenlife обеспечивает полную свободу формы. И сегодня, по его мнению, важен, в первую очередь, диалог вокруг этого нового юного языка кино.

На встрече много говорилось о времени, проводимом нами в цифровом пространстве, о ценностях материального офлайн-мира, которые пока существуют только в нем. Говорилось и о том, что в цифровом пространстве нет понятия границ, моральных ценностей и определения понятия греха. Нет понятия «слишком», потому что мы потребляем контент постоянно, практически не ограничивая себя в этом. В то время как в материальном мире многое определено границами морали и общественными рамками.

Кадры из фильма «Профайл» (2018, реж. Тимур Бекмамбетов)

Тимур Бекмамбетов считает, что миссия скринлайф-контента – рассказывать истории, в которых зрители будут не только переживать события вместе с героями, но и, главное, принимать ценности, которые эти истории в себе несут. Это необходимо для того, чтобы создавались границы и понятие нормы в диджитал-пространстве. «Это большая работа», - подчеркнул режиссер.

Напоследок Тимур Бекмамбетов настоятельно рекомендовал и даже попросил всех присутствующих и заинтересованных в новом языке кино посмотреть фильмы формата Screenlife и только после этого прочитать его книгу. Режиссер также подчеркнул, что всегда открыт к диалогу с аудиторией, поэтому готов продолжить разговор о скринлайфе после прочтения книги.

Автор статьи
Арина Трошина
Made on
Tilda