Роман представляет собой дневниковые записи с предисловием от издателя — форма, так хорошо знакомая русскому читателю по лермонтовскому «Герою нашего времени». В этом есть закономерность: оба произведения транслируют «болезнь века» изнутри, от первого лица. Обоим авторам важно показать тонкие психические «настройки» и интроспекцию героев. И, наконец, оба героя интеллектуально сильнее своего окружения, из-за чего не имеют ни с кем тесных духовных связей и ведут образ жизни одиночки.
Такой формат явно обладает претензией на исповедальность, однако и Лермонтов, и Гессе отказываются от классической традиции жанра и не описывают свою собственную жизнь (хотя признаки автобиографичности в них можно обнаружить), как это делали, например, Аврелий Августин или Руссо. Перед читателем вариант исповеди третьего лица, который как бы не знает, что его записи когда-либо будут опубликованы. Это, казалось бы, снимает всякий фильтр с событийной выборки, всякую цензуру с рефлексии: в тексте герой также искренен, как с самим собой. Так и происходит в «Герое нашего времени». Печорин ведет дневник, в котором рассказывает эпизоды из своей биографии и свое отношение к ним. Объективность повествования подтверждается вставными повестями от лица Макима Максимыча и рассказчика.
ФОРМА И КОМПОЗИЦИЯ
Роман представляет собой дневниковые записи с предисловием от издателя – форма, так хорошо знакомая русскому читателю по лермонтовскому «Герою нашего времени». В этом есть закономерность: оба произведения транслируют «болезнь века» изнутри, от первого лица. Обоим авторам важно показать тонкие психические «настройки» и интроспекцию героев. И, наконец, оба героя интеллектуально сильнее своего окружения, из-за чего не имеют ни с кем тесных духовных связей и ведут образ жизни одиночки.
Такой формат явно обладает претензией на исповедальность, однако и Лермонтов, и Гессе отказываются от классической традиции жанра и не описывают свою собственную жизнь (хотя признаки автобиографичности в них можно обнаружить), как это делали, например, Аврелий Августин или Руссо. Перед читателем вариант исповеди третьего лица, который как бы не знает, что его записи когда-либо будут опубликованы. Это, казалось бы, снимает всякий фильтр с событийной выборки, всякую цензуру с рефлексии: в тексте герой также искренен, как с самим собой. Так и происходит в «Герое нашего времени». Печорин ведет дневник, в котором рассказывает эпизоды из своей биографии и свое отношение к ним. Объективность повествования подтверждается вставными повестями от лица Макима Максимыча и рассказчика.