Unstoppable Us:
Юваль Ной Харари против истории

6 минут чтения

23 марта в рамках ежегодной 59-й Международной Выставки Детской Книги, традиционно проходящей в Болони (Италия), израильский историк, автор трёх международных бестселлеров Юваль Ной Харари анонсировал выход новой научно-популярной серии книг “Unstoppable Us”.

Если до этого все книги Харари были адресованы взрослой аудитории, то теперь автор впервые решил обратиться к детям. Серия будет состоять из четырёх частей, первая из которых, “How Humans Took Over the World”, выйдет осенью 2022 года.

Юваль Ной Харари и его новая книга

В ходе обсуждения книги Харари ответил на вопросы зрителей и журналистки BBC Раны Рахимпур. В частности, обсуждался смысл исторической науки, почему она нужна людям и так ли важно всем нам знать, как один древний король воевал с другим древним королём за то, чего давно уже нет? Действительно ли смысл истории сводится к тому, чтобы носить с собой груз неактуальных фактов, имён давно умерших людей и т.д.? Зачем передавать этот тяжёлый багаж детям, что они будут с ним делать? И как в таком случае заинтересовать подрастающее поколение историей, если она не актуальна, и к тому, что происходит сегодня и будет происходить завтра, не имеет никакого отношения? Или всё-таки имеет?

Харари считает, что преподавание истории стоит начинать с вопросов, волнующих каждого ребёнка. Например, а нужно ли вообще ходить в школу, ведь в древности дети не знали никаких школ? С какого момента дети начали посещать школу? В средние века школ почти не было, а немногие существовавшие не принимали девочек. И даже если ребёнок посещал школу, то там не было расписания, потому что не было часов. В таком случае, когда же появились школы в привычном для современного человека понимании, с расписанием и возможностью посещения для девочек? История говорит нам, что это случилось в эпоху индустриальной революции. То есть индустриальная революция – понятие до этого почти абстрактное для ребенка – оказывается именно тем периодом, который до сих пор определяет, как дети проводят большую часть своего времени. В итоге чтобы понять, почему их жизнь сейчас выглядит именно так, а не иначе, детям необходимо разобраться в этой самой индустриальной революции.

Руины средневековой церкви

Другая насущная для детей тема – буллинг. Как один ребёнок терроризирует целый класс? Почему все одноклассники не могут объединиться против него? И, если смотреть более широко – как выходит так, что один человек или узкий круг лиц могут управлять миллионами людей против их воли? Ведь если миллионы людей объединятся, они могут с лёгкостью избавиться от диктатора. Почему тогда они не объединяются точно так же, как ученики против главного агрессора?

Получается, что насущный для ребенка вопрос может пробудить его интерес к диктатуре как способу манипуляции и к истории возникновения и падения мировых диктатур.

Руины средневекового здания

Так актуальные вопросы выявляют связь прошлого с настоящим. Оказывается, что давние события и процессы до сих пор каждодневно формируют нашу реальность. Мы начинаем понимать, что многие вещи не естественны сами по себе. Они появлялись в прошлом и развивались благодаря идеям и поступкам определенных людей. Прослеживая эту связь, люди обретают выбор, о котором до сих пор не подозревали. Они перестают воспринимать многие вещи как неизменную данность и получают возможность менять сложившийся уклад, строить жизнь по новым лекалам.

Таким образом, говорит Харари, преподавание истории сводится не к тому, чтобы нагрузить детей очередной порцией информации. Дети меньше всего в этом нуждаются – они ей и так уже перегружены. Цель – в том, чтобы дать детям инструменты, с помощью которых они могли бы извлечь смысл из океана информации, которая их окружает. А если вновь вернуться к исторической науке – смысл в том, чтобы разобраться, какие из исторических уроков нам следует взять с собой, а какие можно смело отбросить в сторону.

Автор статьи
Евгений Бобров
Made on
Tilda