Герой наших детских грез подрос! 10 лет группе «Аффинаж»

7 минут чтения

В минувшую среду, 29 сентября, в питерском «Лендоке» прошел спецпоказ фильма «Аффинаж. Точка сборки», посвященный юбилею группы. Перед просмотром музыканты порадовали гостей живой музыкой, а после — обсуждением ленты. Подробнее о фильме рассказываем в четырех частях, ведь именно эта цифра стала символичной для состава «Аффинажа».

Фильм документальный и, как следствие, его центральными героями стали постоянные участники группы — Эм Калинин (вокал, акустическая гитара), Сергей Сергеич (вокал, бас-гитара), Александр Крюковец (аккордеон) и Саша Ом (вокал, тромбон). Важная пометка — «постоянные» — потому что ребята часто мэтчатся с приглашенными музыкантами, особенно с барабанщиками.

О КОМ?

Фильм документальный и, как следствие, его центральными героями стали постоянные участники группы — Эм Калинин (вокал, акустическая гитара), Сергей Сергеич (вокал, бас-гитара), Александр Крюковец (аккордеон) и Саша Ом (вокал, тромбон). Важная пометка — «постоянные» — потому что ребята часто мэтчатся с приглашенными музыкантами, особенно с барабанщиками.

Существование «Аффинажа» началось в Вологде 10 лет назад с дуэта Эма Калинина и Сергея Сергеича. Ребята с самого начала пытались собрать именно группу, но поиск единомышленников оставался безуспешным до переезда в Санкт-Петербург. Именно там к ним присоединились Александр Крюковец и Саша Ом, привнесшие в звучание «Аффинажа» самые, пожалуй, немейнстримные музыкальные инструменты — аккордеон и тромбон, которые и создали уникальный стиль группы, именуемый критиками «русский народный рок», а самими ребятами — «наур-шансон».

В фильме Сергей Сергеич подчеркивает, что столь долгое существование группы в одном составе и долгоиграющая популярность объясняются общими ценностями и идеалами (как личными, так и творческими) ее участников.

Лейтмотивом фильма стал процесс создания саундтрека к нему же (тому самому, который мы сейчас смотрим). В песне должно было быть четыре темы, характеризующие каждого из участников. Сложность в том, чтобы соединить четыре совершенно разных музыкальных портрета в единое художественное целое.

Чтобы мы лучше понимали творческий процесс, фильм ближе знакомит нас с музыкантами. А точнее, они сами знакомят нас друг с другом.
«Аффинаж» — не только музыка, но и музыканты. Именно в такой тезис оформляется стержневая тема фильма.

О ЧЕМ?

Лейтмотивом фильма стал процесс создания саундтрека к нему же (тому самому, который мы сейчас смотрим). В песне должно было быть четыре темы, характеризующие каждого из участников. Сложность в том, чтобы соединить четыре совершенно разных музыкальных портрета в единое художественное целое.

Чтобы мы лучше понимали творческий процесс, фильм ближе знакомит нас с музыкантами. А точнее, они сами знакомят нас друг с другом.
«Аффинаж» — не только музыка, но и музыканты. Именно в такой тезис оформляется стержневая тема фильма.

Фильм состоит из четырех — по одной на участника — частей. Каждая из них начинается с визуального портрета одного из героев: он появляется на экране на фоне своей любимой локации в СПб. И тут у ребят произошла синхронизация: Саша Ом и Александр Крюковец выбрали Кудрово, а Эм Калинин и Сергей Сергеич — Севкабельпорт. Таким образом, случайно фон фильма оказался преимущественно урбанистическим: ровные линии, металлические конструкции, высотки... Да и название группы — «Аффинаж» — омонимично названию процесса очищения металла от примесей. Однако «начинка» фильма совершенно не соответствует такой форме: по ходу нарратива музыканты раскрываются как очень скромные, вдумчивые и вдохновленные люди. Этот оксюморон и составляет основной конфликт фильма как художественного высказывания: как из грубого металла получается такая музыка? Как из простых слов и звуков рождаются такие прекрасные песни? Именно «внутреннюю кухню» творческого процесса группы «Аффинаж» и раскрывает нам фильм.

КАК?

Фильм состоит из четырех — по одной на участника — частей. Каждая из них начинается с визуального портрета одного из героев: он появляется на экране на фоне своей любимой локации в СПб. И тут у ребят произошла синхронизация: Саша Ом и Александр Крюковец выбрали Кудрово, а Эм Калинин и Сергей Сергеич — Севкабельпорт. Таким образом, случайно фон фильма оказался преимущественно урбанистическим: ровные линии, металлические конструкции, высотки... Да и название группы — «Аффинаж» — омонимично названию процесса очищения металла от примесей. Однако «начинка» фильма совершенно не соответствует такой форме: по ходу нарратива музыканты раскрываются как очень скромные, вдумчивые и вдохновленные люди. Этот оксюморон и составляет основной конфликт фильма как художественного высказывания: как из грубого металла получается такая музыка? Как из простых слов и звуков рождаются такие прекрасные песни? Именно «внутреннюю кухню» творческого процесса группы «Аффинаж» и раскрывает нам фильм.

В формате интервью ребята рассказывают друг о друге: какой характер, вкусы, о чем мечтает и чего боится их друг... Как сказали сами музыканты после фильма, слова коллег о самих себе услышали уже после монтажа и склейки фильма, когда режиссерка — Лидия Филиппова — «скинула готовый фильм по закрытой ссылочке».

Закулисные съемки ручной камерой сменяются записями с концертов, те — крупными планами поклонников, и так по кругу. Постепенно зритель приходит к пониманию, что именно связь и ценностное единение между всеми участниками группы делают их песни такими пронизывающими и откликающимися для каждого слушателя. Кстати, у «Аффинажа» никогда не было продюсеров и спонсоров, и ни к какому лейблу он не принадлежит. На самих музыкантах лежит организация не только творческого, но и технического процесса.

Как сказал Эм Калинин после показа, этим фильмом им хотелось «запечатлеть свое существование в культуре». Но нам хочется добавить «запечатлеть свое существование в культуре на данном этапе», потому что, как показывает «биография» группы, «Аффинаж» — это про постоянный поиск, эксперимент и процесс. Ну а поклонники, в свою очередь, безумно рады возможности ближе познакомиться со своими кумирами и увидеть их не только на сцене и в клипах, но теперь и в кино!

Кстати, на обсуждении многие зрители обратили внимание на цифру 4, следующую по пятам за «Аффинажем». Музыкантов сравнивали с четырьмя сторонами света, с четырьмя типами личности и, конечно, с четырьмя временами года. Однако к однозначности в таком вопросе прийти, пожалуй, невозможно. Ведь каждый из них, как мы теперь знаем благодаря фильму, сочетает в себе самые разнообразные и абсолютно человеческие черты. Именно этим, наверное, и оказываются близки герои «Аффинажа» каждому из своих слушателей.

ЗАЧЕМ?

Как сказал Эм Калинин после показа, этим фильмом им хотелось «запечатлеть свое существование в культуре». Но нам хочется добавить «запечатлеть свое существование в культуре на данном этапе», потому что, как показывает «биография» группы, «Аффинаж» — это про постоянный поиск, эксперимент и процесс. Ну а поклонники, в свою очередь, безумно рады возможности ближе познакомиться со своими кумирами и увидеть их не только на сцене и в клипах, но теперь и в кино!

Кстати, на обсуждении многие зрители обратили внимание на цифру 4, следующую по пятам за «Аффинажем». Музыкантов сравнивали с четырьмя сторонами света, с четырьмя типами личности и, конечно, с четырьмя временами года. Однако к однозначности в таком вопросе прийти, пожалуй, невозможно. Ведь каждый из них, как мы теперь знаем благодаря фильму, сочетает в себе самые разнообразные и абсолютно человеческие черты. Именно этим, наверное, и оказываются близки герои «Аффинажа» каждому из своих слушателей.

Филолог, зумер, гедонист
Дарья Понурова
Понравилась статья?

Поделиться статьей:

Made on
Tilda